СОБР «Рысь» Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации (ЦСН СР) Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивает силовую поддержку подразделений МВД России при проведении специальных операций по освобождению заложников, задержанию вооруженных и особо опасных преступников, борьбе с бандитизмом и терроризмом.
Спецподразделение основано в 1992 году как отдел тактических операций для решения специальных задач по борьбе с организованной преступностью. С этого момента началась боевая летопись специальных отрядов быстрого реагирования (СОБР) МВД России.
10 февраля 2012 года специальному отряду быстрого реагирования «Рысь» исполняется 20 лет.
Возле помещения, где располагается дежурная смена отделения оперативного реагирования, меня встречает сотрудник в спецназовской форме, ведет по коридорам административного здания отряда. Мы поднимаемся по лестнице, и прямо перед глазами открывается стела в память о тех, кто навечно зачислен в списки отряда, — Героев России, удостоенных высокого звания посмертно. Погибшие в боях герои смотрят с барельефов и фотографий… Командование и все сотрудники отряда свято хранят историю «Рыси», чтят память о ветеранах, живых и тех, кто уже не в строю.
На втором этаже отмечаю весьма внушительную коллекцию различных спортивных кубков, дипломов и медалей — все это трофеи, завоеванные сотрудниками отряда на различных соревнованиях, в том числе международных. Спортивные достижения собровцев вполне объяснимы, потому что эффективно выполнять весь диапазон оперативно-служебных и боевых задач, которые постоянно ставятся перед отрядом, могут только находящиеся в отличной физической форме сотрудники.
Меня приводят в кабинет заместителя командира отряда, и я вижу на шкафу впечатляющую коллекцию головных уборов самых разных подразделений специального назначения — от пурпурного берета иностранного легиона до зеленой панамы вьетнамских коммандос. Уже позже хозяин кабинета расскажет мне, что все это — подарки от представителей тех структур, с которыми приходилось пересекаться по работе или просто по жизни. Замечаю на столе свежий номер «Братишки». Кто-то из находящихся в кабинете офицеров листает журнал, находит полосу с фотографией снайпера, и начинается горячий спор — чье подразделение?
С улыбкой приходят к общему выводу — из «Рыси». Вообще с чувством юмора у собровцев все в полном порядке, ведь хорошее настроение помогает преодолевать физические и психологические перегрузки.
В коридорах отряда царят тишина и порядок. Изредка мимо проходят подтянутые мужчины атлетического телосложения и очень спокойные. Я где-то на уровне подсознания, почти интуитивно понимаю, что за внешним спокойствием скрыта готовность каждого к выполнению любой задачи.
Сотрудники «Рыси», как и все офицеры региональных СОБРов, — это люди, перманентно готовые к самым трудным испытаниям, но подобное состояние достигается в ходе боевой подготовки и постоянных тренировок: огневых, тактико-специальных, психологических и физических. Что касается тренировок по физической подготовке, то для этого на первом этаже расположены два зала, отлично оборудованные силовыми тренажерами, профессиональным борцовским ковром и боксерскими мешками. Я заглядываю в залы и вижу ребят, которые по полной программе оттачивают свое мастерство.
В «Рыси» немало офицеров, которые являются мастерами спорта по различным видам единоборств и рукопашному бою.
В подвальных помещениях здания — тир, оснащенный для проведения занятий по огневой подготовке. Сопровождающий меня офицер рассказывает, что всего тиров два — во втором сейчас идет капитальный ремонт, его переоборудуют в соответствии с современными технологиями.
После тира я иду в столовую – просторное, чистое и светлое помещение с массивной деревянной мебелью. Разнообразное меню и более чем приемлемые цены не могут не радовать. Мой сопровождающий замечает, что все бытовые удобства для сотрудников — это результат целенаправленной и постоянной работы.
История
10 февраля 1992 года руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации было принято решение о создании в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступностью подразделения, призванного обеспечить силовую поддержку оперативному составу управления. Все начиналось с 13-го отдела тактических операций (ОТО) — его личный состав тогда насчитывал 9 человек. В отделе были собраны сотрудники, отличавшиеся отличной физической подготовкой, высочайшим уровнем образования и имевшие богатый опыт оперативной работы.
Первым командиром подразделения стал Александр Иванович Зырянов, до этого работавший в Красноярске по линии экономических преступлений. Настоящий профессионал, обладающий гибким стратегическим мышлением, умеющий принимать смелые решения, не боящийся брать на себя ответственность и всегда доводящий начатое до успешного завершения. Такие же в отдел подбирались и офицеры.
Офицер отряда Сергей К.:
«Я всегда хотел служить в спецназе, мне это нравилось, это по мне. А в этот отряд попал, когда узнал, что создается новое подразделение, созвонился, пришел, прошел все необходимые тесты. Это, наверное, уже как зарядку с утра делать. К этому привыкаешь и без этого уже себя не мыслишь»
Офицер отряда Андрей М.:
«Давайте вспомним те годы, когда создавалось подразделение. Это был распад государства, и то, что творилось вокруг, называлось тогда беспределом. Было больно смотреть на то, что происходит в стране, и вряд ли нашелся бы человек, который бы не переживал за все происходящее. Для меня это время было вдвойне сложным. Я служил в армии, воевал в Афганистане.
Уходил на службу из одной страны, а вернулся уже в другую. Поэтому, когда мне предложили работать в этом подразделении, я не сомневался. Я хотел внести свой вклад в борьбу с преступностью, хотел поднять свою страну с колен, чтобы это было правовое, сильное государство. Чтобы люди не боялись жить в нем!»
Отдел создавался как оперативно-боевое подразделение. Его сотрудники не только осуществляли силовую поддержку, но и сами проводили разработку, внедрялись в преступные группировки, вели наблюдение. Отдел тактических операций активно противодействовал разведывательной деятельности преступных сообществ, потому что все спецназовцы обладали опытом оперативной работы. Криминогенная обстановка в стране в то время была накалена до предела, и создание специального оперативно-боевого подразделения было просто необходимо. Офицеры ОТО участвовали во всех специальных операциях.
Работать приходилось круглыми сутками, дома практически не появлялись, зачастую ночевали прямо на работе. Люди работали за идею. У них не было никаких преимуществ, кроме одного — первыми идти на задержание преступников.
Отдел тактических операций привлекался к выполнению задач в различных регионах России: еще утром офицеры могли быть в Москве, а спустя несколько часов они уже «принимали» бандитов в одном из городов Центральной России или Урала. До определенного времени подразделение было достаточно секретным, практически никаких сведений о нем руководство МВД России не разглашало. Да спецназовцы и сами особо не стремились рекламировать себя — специфика работы такая.
В 1993 году отдел тактических операций был реорганизован в специальный отдел быстрого реагирования Главного управления по борьбе с организованной преступностью — (СОБР ГУБОП МВД России). Именно он послужил фактически прообразом всех региональных СОБРов. С 1993 года они стали создаваться в различных субъектах России и подключились к первому СОБРу, который беспощадно вел жестокую войну с разгулом преступности.
Тем не менее в умы некоторых «деятелей», имеющих доступ к верхам, в 2002 году пришла идея об упразднении управлений по борьбе с организованной преступностью. СОБР был реформирован, наступил новый этап его истории в службе криминальной милиции: в качестве отряда милиции специального назначения (ОМСН СКМ МВД России). В 2004 году приказом министра внутренних дел Российской Федерации утверждено название отряда «Рысь». Свое собственное имя отряд получил благодаря командовавшему им в то время Науменко Владимиру Николаевичу, который выдвинул идею обозначить таким образом подразделение специального назначения, непосредственно подчиненное центральному аппарату МВД России. Название было выбрано не случайно: рысь мягко подходит, жестко атакует и быстро уходит.
Новое имя было одобрено на общем собрании офицеров отряда.
2011 год принес новые реформы и новые изменения. Отряд вошел в состав Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Командование сумело сохранить численность, отряд прошел этап реформирования без потерь.
В конце того же года отряды специального назначения органов внутренних дел (ОСН) реорганизованы в специальные отряды быстрого реагирования — СОБР вернулся! По словам офицеров, это важнейшая веха в истории МВД, ведь СОБР — не просто статус, сокращение, аббревиатура, но своего рода знак качества, брэнд, завоеванный потом и кровью.
В отряде «Рысь» несколько человек, которые работают с первого дня его создания. В их числе и нынешний командир подразделения Владислав Александрович Ершов. Есть участники боевых действий.
Бесценный опыт ветеранов очень необходим как в боевой работе, так и в обучении молодого пополнения.
Боевой путь отряда
Основные задачи СОБРа «Рысь» — это борьба с организованной преступностью, экстремистскими группировками и незаконными вооруженными формированиями, силовая поддержка оперативных подразделений правоохранительных органов. Сначала была борьба с распоясавшимися преступными группировками. Спецназовцы работали предельно жестко.
Все понимали, что бандитов необходимо поставить на место и показать им, что возмездие за преступления неминуемо. Собровцев боялись как чумы — про жесткие силовые задержания в криминальных кругах ходили легенды.
Чуть позже, в 1993 году, офицеры СОБРа отправились на боевое крещение в зону осетино-ингушского конфликта. Жертв было бы гораздо больше, если бы не четкая, слаженная работа сотрудников СОБРа и военнослужащих внутренних войск, которые живым барьером стали между противобоствующими сторонами.
В 1994 году южный регион Российской Федерации захлестнула волна захватов заложников. Собровцы и здесь были на самом острие: освобождали заложников в г. Минеральные Воды и в г. Махачкале.
Сотрудники отряда принимали непосредственное участие в новогоднем штурме г. Грозного, в 1995 году — в специальной операции в г. Буденновске, захваченном боевиками Шамиля Басаева.
Рассказывает участник операции:
«Помню, как женщин с грудными детьми боевики выставляли в окна и, просовывая автоматы между беззащитными телами заложниц, поливали огнем спецназовцев. У нас на глазах за считанные мгновения, как спичка, сгорел БМП, в котором везли боеприпасы. Из машины успели достать только молодого солдатика и какого-то майора, который скончался у нас на руках.
Такое, конечно, вряд ли когда-то забудется».
1995 год принес в отряд первые потери. 20 декабря группа СОБРа совместно с подразделениями внутренних войск и армейских частей предприняла попытку прорыва кольца дудаевских формирований, окруживших Гудермес. В ходе боя был ранен майор Ласточкин. Но он не покинул поле боя и продолжал руководить действиями подчиненных.
25 декабря майор милиции Ласточкин Владимир Евгеньевич умер в госпитале, не приходя в сознание. Посмертно офицеру было присвоено звание Героя России.
В 1996 году силы СОБРа совместно с отрядом «Вега» (так назывался «Вымпел» после передачи его в МВД), «Витязем», подразделениями 22-й отдельной бригады специального назначения ГРУ ГШ и «Альфой» применяются в ходе спецоперации по освобождению г. Кизляр и с. Первомайское от бандитов Салмана Радуева. Именно при штурме с. Первомайское отряд, шедший в первой линии штурмующих, вновь понес невосполнимые потери: геройски погиб командир отряда, подполковник милиции Андрей Владимирович Крестьянинов. Подполковнику А. В. Крестьянинову посмертно присвоено звание Героя России.
В конце 90-х — начале 2000-х отряд принимает активное участие в боевых действиях в рамках второй чеченской кампании. По окончании боевых действий на СОБР возложены задачи по изъятию у преступников оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, транспорта.
В 2002 году офицеры отряда принимали участие в спецоперации в Театральном центре на Дубровке в г. Москве, когда на представлении теперь уже печально известного мюзикла «Норд-Ост» боевики захватили несколько сотен заложников. После штурма собровцы вместе со своими боевыми братьями из «Альфы» и «Вымпела» на руках выносили бесчувственные тела заложников. В тот день спецназовцы спасли десятки жизней.
Начиная с середины 2000-х годов офицеры отряда выполняют задачи в Дагестане и Ингушетии: задерживают активных членов незаконных вооруженных формирований, выявляют и обезвреживают экстремистов, ушедших в подполье после окончания активных боевых действий.
В 2009 году снова потери. 2 июля в ингушском селе Кантышево во время проведения спецоперации по ликвидации членов НВФ погибает капитан милиции Олег Григорьевич Малочуев. Прикрывая личный состав штурмовой группы щитом, офицер первым принял на себя огонь бандитов. Малочуев получил огнестрельное проникающее ранение, однако из боя не вышел, открыл ответный огонь, продолжая прикрывать действия товарищей. В результате боестолкновения боевик был уничтожен.
От полученных ранений по дороге в больницу спецназовец скончался. Посмертно ему присвоено звание Героя России.
Все погибшие офицеры навечно зачислены в списки сотрудников отряда.
16 января в отряде «Рысь» — День памяти. Каждый год в этот день на Николо-Архангельском кладбище собираются спецназовцы, чтобы почтить память погибших товарищей. В едином строю стоят и заслуженные ветераны, и совсем еще молодые сотрудники подразделения.
В настоящее время СОБР «Рысь» продолжает выполнять поставленные задачи как в центральных регионах России, так и на Северном Кавказе. В случае необходимости офицеры отрядов в кратчайшие сроки могут быть доставлены в район чрезвычайной ситуации. Мобильность отряда высочайшая.
Для передислокации личного состава СОБРу доступны все необходимые средства передвижения, в том числе авиация. В распоряжении ЦСН СР МВД России имеются вертолеты и небольшие самолеты, всегда готовые перебросить группу СОБРа в любую точку страны. В особых случаях задействуется авиация внутренних войск МВД России.
Собровцы постоянно привлекаются для выполнения оперативно-боевых задач. Но времена меняются, а вместе с ними меняются и характер выполняемых задач, и сами преступники. Теперь это уже не «братки» из 90-х. сегодня они все чаще сидят в офисах или чиновничьих кабинетах.
Но за внешней респектабельностью скрывается смертельная опасность для граждан и общества. А работы меньше не становится. Иногда в день — по нескольку выездов.
Изменился характер работы отряда при выполнении задач на Северном Кавказе. Спецназовцы ведут аналитическую работу, изучая все нюансы, связанные с тактикой действий современных преступных организаций и незаконных вооруженных формирований. Вообще служба в СОБРе «Рысь» предполагает постоянное самосовершенствование, профессиональный рост, гибкость мышления, умение вникнуть в ситуацию и адекватно отреагировать на изменившиеся условия, ведь спецназ не работает по шаблону.
Каждая специальная операция уникальна. Спецназовцы — творческие люди, поэтому при выполнении задач они часто применяют нестандартные решения, которые способны привести к успеху. В отряде постоянно ведется работа по сбору, обобщению и анализу различной информации, касающейся проведения специальных операций как различными специальными службами внутри страны, так и зарубежными коллегами.
Именно это помогло в 2008 году провести сложнейшую многоходовую комбинацию, в ходе которой была освобождена дочь сотрудника одного из посольств, расположенных в Москве. При этом были задействованы силы и средства оперативных служб и авиационного отряда МВД России.
Каждая операция просчитывается с математической точностью. Умение прогнозировать развитие ситуации и проводить грамотный анализ позволяет с высокой долей надежности решать все поставленные задачи, сводя к минимуму риск для жизни.
Помимо оперативно-боевых задач, офицеры СОБРа по решению руководства МВД России привлекаются к обеспечению безопасности на особо важных мероприятиях. Например, спецназовцы работали на саммите «Большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге, а также принимали участие в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности в период празднования 1000-летия Казани.
Быть СОБРовцем…
Во все времена на Руси и в России были «слуги государевы», люди, которые во главу угла ставили интересы страны, не заботясь о себе. В наше время к таковым можно отнести офицеров СОБРа. Собровец — это не просто профессия… Это гораздо больше: особый склад характера, призвание, философия, судьба, нравственная ответственность.
И пусть работа в СОБРе связана с повышенным риском, а смерть всегда ходит где-то рядом с этими отважными парнями, они готовы прийти на помощь.
Рассказывает офицер отряда:
«Риск, конечно, есть, но мы же — мужчины! Это нормальная мужская работа, это достойно мужчины! Не страшно только дуракам.
Но сказать, что мне страшно, я не могу. Есть чувство опасности. Но мы же профессионалы.
Страх — это, когда у тебя руки трясутся, и ты теряешься. А профессионал отличается тем, что, когда человеку страшно, он, наоборот, концентрируется, собирается и делает все грамотно, правильно и профессионально, чтобы минимизировать эту опасность и выполнить задачу».
Собровцы — уникальны. Подобных людей единицы. В отряде «Рысь», как и в региональных отрядах, высшее образование — одно из обязательных условий при приеме на службу.
У многих за плечами — учеба в престижных учебных заведениях страны. К примеру, сегодня в «Рыси» начальник штаба является выпускником Академии Генштаба МО, есть офицеры, окончившие Российскую академию госслужбы при Президенте РФ, у некоторых — кандидатские степени.
В СОБР идут люди психологически устойчивые, не подверженные срывам, сомнениям, способные брать на себя ответственность за принятие сложных решений. За считанные секунды надо проанализировать обстановку вокруг себя, рассмотреть все варианты решения проблемы, выбрать единственно верный и обязательно выполнить задачу. И если для выполнения задачи необходимо уничтожить преступника — он будет уничтожен.
К сотрудникам предъявляются повышенные требования: идеальное здоровье, устойчивая психика, высокий интеллект, отличная физическая подготовка. Что касается последней, то ее роль переоценить невозможно.
Кандидат для службы в отряде должен сдать физические тесты. Финальное испытание — полноконтактный спарринг по правилам рукопашного боя, очень похожий на тот, который проводят спецназовцы внутренних войск, когда сдают экзамен на право ношения крапового берета. Испытуемый должен выстоять 4 раунда с действующими сотрудниками отряда — по три минуты с каждым.
Еще одно условие приема в отряд — кандидата должен рекомендовать кто-то из действующих сотрудников «Рыси». После принятия на службу новичок проходит стажировку.
Почти все офицеры отряда имеют боевой опыт. Начальник одного из оперативно-боевых отделов в прошлом командовал полковой разведкой, начальник другого отдела служил заместителем командира по специальным операциям в отряде специального назначения «Русь» внутренних войск, который, к сожалению, был расформирован в 2008 году. Действующий офицер отряда «Рысь», заместитель командира отряда, Герой России, был командующим войсками группировки «Восток», сформированной для штурма Грозного во время второй чеченской кампании.
Подготовка
Подготовка сотрудников неразрывно связана с выполнением оперативно-боевых задач. Каждый отдел заступает на службу на сутки. Если нет вызовов, то сотрудники занимаются по плану боевой подготовки. Существует установленное расписание занятий, по которому инструкторы занимаются с сотрудниками по своим направлениям.
В подготовку сотрудника «Рыси» входят владение разными видами огнестрельного и холодного оружия, рукопашный бой, парашютная подготовка, горная подготовка (альпинизм, скалолазание), работа под водой с различным снаряжением, психологическая подготовка.
В отряде существуют и собственные методики подготовки специалистов.
У «Рыси» налажен контакт с белорусским специальным подразделением по борьбе с терроризмом «Алмаз». Регулярно проводятся совместные тактико-специальные учения. В СОБР «Рысь» приезжают поучиться коллеги из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.
Недавно с просьбой поделиться опытом обратились украинские подразделения «Сокол» и «Беркут». На базе отряда «Рысь» проходят семинары для сотрудников подразделений специального назначения, входящих в состав КСОР ОДКБ. Офицеры отряда принимают участие в различных семинарах по обмену опытом с коллегами из отечественных и зарубежных подразделений. Помимо поездок в ближнее зарубежье спецназовцы регулярно ездят по обмену в подразделения специального назначения Франции, Австрии, Германии. У французов запомнилась великолепная техническая составляющая.
В Европе собровцы имели возможность тренироваться в тире, где стрельбу можно вести практически в любых направлениях. Произвели впечатление и знаменитые «killhouse», позволяющие отрабатывать практически любые штурмовые операции. Нечто подобное командование отряда планирует построить и у себя.
Спецназовцы принимали у себя на базе представителей МВД Бахрейна, Палестины, Израиля. В период, когда на СОБР «Рысь» были возложены задачи по охране особо важных лиц, в гостях у спецназа был директор ФБР США.
Кроме основной, существуют углубленные программы профильных специалистов: высотников, снайперов, саперов, водителей, боевых пловцов, переговорщиков.
Снайперское отделение в условиях, максимально приближенных к боевым, отрабатывает задачи, с которыми приходится сталкиваться. В активе снайперов «Рыси» есть уникальные выстрелы. На тактико-специальных учениях стрелок успешно поразил условного террориста, находясь при этом в зависшем в воздухе вертолете.
Водолазы «Рыси» имеют разрешение на проведение инженерных работ с применением взрывчатых веществ. Для осуществления своей деятельности у них имеется полный набор экипировки и специальное подводное оружие. Боевые пловцы «Рыси» активно применялись при обеспечении безопасности во время массовых мероприятий, например празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Сотрудники подразделения патрулировали водные акватории совместно с коллегами из ФСО и ФСБ.
Помимо этого, водолазов привлекают к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, таких, как поиск оружия, и улик, выброшенных в воду.
Высотную подготовку проходят абсолютно все сотрудники отряда.
Не менее чем два раза в год проводится полевой выход личного состава отряда. Обычно для этих целей используются учебные центры внутренних войск МВД России или Минобороны.
Есть в отряде и свой профессиональный психолог, также являющийся специалистом по ведению переговоров. Несмотря на кажущуюся «мирность» профессии, психолог в «Рыси» — боевой офицер, имеющий большой опыт участия в боевых действиях.
На занятиях по тактико-специальной подготовке изучается широчайший спектр вопросов, начиная от индивидуальной подготовки сотрудника и заканчивая действиями боевой группы в различных ситуациях.
Рассказывает офицер отряда:
«Специфика работы в жилых помещениях, к примеру, в квартире — одна. В общественном транспорте — другая. А иногда обстановка меняется прямо на глазах.
К примеру, иногда заходишь в квартиру. По информации там 2 преступника, а на практике их оказывается 8. И приходится реагировать на ситуацию, менять тактику, принимать решения и совершать соответствующие действия. Автобус просматривается лучше, и тут на первый план выходят вопросы скорости и техники проникновения. Но если, к примеру, в автобусе захвачены заложники, то опять же тактика будет абсолютно другой.
Уже необходимо привлекать другие силы и средства, будут работать переговорщики, однако и в этом случае нужно быть готовым к штурму. Необходимо находиться в постоянной готовности к выполнению любой задачи в любых условиях. Поэтому мы моделируем эти ситуации и, рассматривая их со всех сторон, многократно прорабатываем все варианты решения поставленных задач. В процессе таких тренировок происходит слаживание боевого коллектива, появляется ощущение команды, люди учатся понимать друг друга буквально без слов»
Оснащение
Офицеры отряда ведут постоянную работу, изучая новейшие образцы отечественного и зарубежного производства. Отслеживается рынок самых передовых технологий в тех областях, которые представляют интерес для спецназа и его оснащения. На базе отряда проходят апробацию разрабатываемые модели, специалисты «Рыси» принимают участие в научно-исследовательских работах, готовят заключения и рекомендации по испытуемым образцам.
На вооружении отряда находятся уникальные образцы специального и бесшумного оружия, такого, как комплексы ВСС и АС, СР-3 М, подводные автоматы и пистолеты — СПП-1 м и АПС.
В ближайшее время планируется сменить линейку длинноствольного автоматического оружия на АК 100-й серии (7,62 мм). Помимо этого имеются образцы импортного оружия, например, пистолеты Glock, снайперские винтовки, а также широко применяемый в последнее время аксессуар — CornerShot для ведения огня из-за укрытия.
Все сотрудники отряда работают в тяжелых бронежилетах и титановых бронешлемах «Рысь-Т», обеспечивающих максимальный уровень защиты от пулевых ранений. Также используются бронещиты, оснащенные дополнительной защитой и мощным встроенным освещением. Практически все снаряжение, поступающее в отряд, проходит дополнительную подгонку под каждого сотрудника. Доработки фиксируются, учитываются и отправляются изготовителю снаряжения в качестве технического задания на внесение тех или иных усовершенствований.
Некоторые элементы экипировки, такие, как, например, бронежилеты, изготавливаются иногда под конкретного сотрудника — индивидуальный заказ! По рекомендациям собровцев запатентованы и запущены в серийное производство новые образцы снаряжения и обмундирования для подразделений специального назначения МВД.
В отряд регулярно поступают на тестирование новые образцы оружия, боеприпасов и снаряжения. В данный момент «Рысь» принимает участие в разработке пулемета, предназначенного для ведения боя в городских условиях. Это оружие в перспективе позволит обеспечивать высокую плотность огня, но при этом будет компактным настолько, чтобы можно было вести бой в условиях сплошной застройки.
Ведутся разработки по тюнингу оружия отечественного производства. В них принимают участие многие отечественные фирмы, среди них — компания «Зенит». Некоторые офицеры «Рыси» официально входят в состав приемочных комиссий.
Помимо вооружения и снаряжения в отряде имеются и такие высокотехнологичные устройства, как роботы-разведчики, а совместно с коллегами из авиационного отряда специального назначения собровцы вовсю используют в работе новейшие достижения беспилотной авиации.
Часто сотрудники работают и с вертолетным подразделением. В основном к услугам винтокрылых машин прибегают во время боевых командировок на Северный Кавказ, где техника обеспечивает доставку группы в труднодоступные районы. Спецназовцы очень высоко отзываются о работе своих «небесных» коллег.
Например, во время учений в Армении россияне выполнили сложную задачу по пилотированию вертолета в труднодоступном горном районе, в то время как хозяева вообще отказались там летать.
Для перемещения по городу используются отечественные бронеавтомобили «Тигр» и зарубежные образцы бронированных микроавтобусов.
Здание, в котором сейчас дислоцируется «Рысь», было построено специально для отряда — оно прекрасно оснащено и оборудовано. В планах на будущее — строительство на территории базы тактического городка, наподобие тех, что существуют в учебных центрах спецназа. Также планируется размещение вертолетной площадки.
Это повысит мобильность отряда.
Учения, соревнования
СОБР «Рысь» постоянно принимает участие в различных соревнованиях и учениях. Два года подряд офицеры отряда участвовали в соревнованиях, проводимых ЦСН ФСБ России.
В 2011 году командованием «Рыси» было принято решение о проведении соревнований, приуроченных к 20-летию со Дня образования отряда. Для участия в соревнованиях приехало более 20 команд из самых разных силовых ведомств: ЦСН ФСБ России, ФСИН, ФСКН, Минобороны. Активное участие приняли и сами офицеры «Рыси» — отряд выставил 4 команды. Соревнования получились очень крупные, проходили в несколько дней и включали в себя отработку самых разных задач.
При разработке заданий многое брали из боевого опыта. Какие-то этапы разрабатывали при помощи и теоретической поддержке инструкторов из Федерации практической стрельбы IPSC. Задачи были самыми разнообразными: работа в здании, в узком пространстве, в транспорте, ночные стрельбы, освобождение заложников и многое другое.
Сейчас уже принято решение о том, что такие соревнования будут проводиться регулярно — раз в два года и будут посвящены памяти офицера отряда «Рысь» Героя Российской Федерации Олега Малочуева.
Константин Лазарев
Фото автора и из архива СОБР «Рысь» ЦСН СР МВД России
Возможна ли третья мировая? Армия. Вооружение.
Я понимаю, что эта тема у многих не вызывает приятных эмоций (у меня тоже), но факт имеет место быть. основываясь на многих предсказаниях, измение в сознание людей и приход мессии, произойдет именно после WWIII.
The Guardian
Следующая цель – Тегеран
Дэн Плеш
Все указывает на то, что Буш планирует военную акцию против Ирана, вдохновленную неоконсерваторами
Наблюдается все больше признаков того, что президент Буш планирует дополнить свои триумфы в Ираке и Афганистане еще и войной в Иране – и есть все основания полагать, если судить по поразительно воинственному выступлению Тони Блэра в Плимуте в пятницу, что Блэр будет рад присоединиться к Бушу, если в тот момент еще будет иметь полномочия отправлять британские войска в бой.
"В верхних эшелонах Белого дома есть четкое ощущение, что Иран довольно быстро станет главным вопросом и в стране, и в мире, и что произойдет это в острой форме", – сказал журналист телекомпании NBC Тим Рассерт после встречи с президентом. Такое впечатление поддерживается и тем, что Буш отправил в Персидский залив силы, непригодные для борьбы с иракскими повстанцами. Среди них – ракеты-перехватчики Patriot, авианосец и корабли, стреляющие баллистическими ракетами.
Многие военные аналитики рассматривают это развертывание сил как признак неминуемой войны с Ираном. Ракетные комплексы Patriot предназначены для того, чтобы сбивать иранские ракеты. Морские силы, в том числе британские суда, тренируются предупреждать иранское вмешательство в транспортировку нефти по Ормузскому проливу.
Получив множество советов по поводу того, что делать в Ираке, среди которых особенно заметным было мнение группы Бейкера – Гамильтона по изучению иракского вопроса, президент предпочел следовать рекомендациям неоконсервативного (American Enterprise Institute). Так что довольно говорить о том, будто катастрофа в Ираке превратила неоконсерваторов в маргиналов.
Политический контекст, каким он видится изнутри Белого дома и Даунинг-стрит, таков, что мы ведем войну не менее серьезную, чем Вторая мировая. Джон Болтон сделал явной такую точку зрения, сравнив проблемы США в Ираке и борьбу с Японией в Перл-Харборе.
Дональд Рамсфельд и Американский институт предпринимательства разработали стратегию смены режима в Иране, которая не предполагает наземного вторжения. Оружие массового поражения станет предлогом для военных действий, хотя они не будут ограничиваться атаками на несколько военных заводов. Военные действия будут включать снижение иранской способности к ответным шагам; для этого будут использоваться бомбардировщики, которые разрушат до 10 тыс. целей в первый день войны, и силы специального назначения, которые прилетят уничтожить все, что останется.
Далее США поддержит смену режима в надежде сменить аятолл на иранцев из регионов. Американское и британское правительства теперь поддерживают коалицию группировок, стремящуюся к федеративному Ирану. Это может оказаться очередным заблуждением неоконсерваторов, но дело не в этом.
Заставить Тегеран сосредоточиться на внутренних проблемах – значит лишить его способности действовать на других направлениях.
Буш сказал, что он разрушит сирийские и иранские сети в Ираке. Возможно, к ним относится и вооруженная милиция Муктады ас-Садра, но среди целей могут оказаться и созданные в Иране бригады "Бадр", которые сейчас носят форму иракской полиции. На юге отход британских сил в аэропорт Басры выглядит скорее как подготовка к тому, чтобы избежать ответного удара шиитов, чем как передача полномочий правительству Ирака.
Директор Национальной разведки США Джон Негропонте объяснил, что боязнь спровоцировать действия "Хизбаллы" против Израиля была главным сдерживающим фактором в американской атаке на Иран. Хотя политически "Хизбалла" одержала крупную победу, устояв против израильской армии прошлым летом, на самом деле она серьезно пострадала.
Иранский режим, судя по всему, готов к конфронтации; возможно, он уверен, что Вашингтон блефует. В следующем месяце Иран празднует завершение создания ядерного топлива вопреки санкциям ООН. Ждите, что скоро Буш и Блэр спросят, что мир сделает для предотвращения нового Холокоста евреев.
В своей речи в Плимуте Блэр сказал, что нам не дано выбирать войны, которые выпадают на нашу долю. Не исключено, что сообщил нам нечто большее, чем мы думали.
Дэн Плеш – научный сотрудник Центра международных исследований и дипломатии в Институте восточных и африканских
ВВЕДЕНИЕ
Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству как важного направления деятельности, основанной на научных положениях и принципах, а также условий, обеспечивающих эффективность ее функционирования как единой, комплексной, постоянно развивающейся системы.
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организацийй по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
II. СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более Широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
- гражданственность ;
- общенациональное в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Система этих и других ценностей является важным фактором создания современных войск и сил, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием, боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества, и может быть условно разделена на три сферы:
Общественно-государственную — защита социально-экономических, духовных, геополитических и других интересов россиян, их свободы и независимости, а также суверенитета и целостности страны, уважение к власти, понимание необходимости и правомерности преобразований, осуществляемых высшим руководством.
Патриотическую — любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению Отечеству.
Военно-профессиональную — добросовестное отношение к военной службе, стремление к образцовому выполнению функциональных обязанностей, высокий уровень овладения воинской специальностью, честность, коллективизм и взаимовыручка, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим, достоинство и соблюдение требований воинского этикета.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм — это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
Готовность к достойному служению Отечеству - это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом ее воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной связанной с ней государственной службы. К числу ценностей, на которых основывается военная и иные виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся:
- гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
- воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;
- профессионализм - степень овладения различными категориями личного состава Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
- воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий.
Введение в содержание военно-патриотического воспитания этих и других ценностей - отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего теоретического и организационного обеспечения система военно-патриотического воспитания будет по-прежнему оставаться непрочной конструкцией, оторванной от важнейших функций государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и от общественных приоритетов.
III. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.
Военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодежи, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма.
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
IV. СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Изложение данной концепции предполагает рассмотрение воспитания у молодежи патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству в качестве относительно самостоятельной системы. Это связано прежде всего с тем, что цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.
Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т. д. Военно-патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
а) Формирование у учащихся общеобразовательной школы готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях
(в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебно-полевых сборах ).
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т. д.).
3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы, искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Важнейшим компонентом системы патриотического воспитания, условием ее эффективного функционирования являются субъекты этой деятельности.
В настоящее время в патриотическом воспитании участвуют, с одной стороны, некоторые государственные органы, организации, ведомства, такие, как Госкомитеты РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, Министерство обороны, Министерство общего и профессионального образования, МВД, ФПС, Министерство культуры, Госкомспорт, Минздрав и др. Эффективность их деятельности за последние годы значительно снизилась. Кроме того, они по-прежнему решают весьма узкие, ограниченные задачи, которые сводятся к тому или иному сугубо ведомственному направлению, то есть по существу своему являются частными, обособленными, чрезмерно специфическими.
С другой стороны, в военно-патриотическом воспитании участвуют различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами молодежи. Многие из этих организаций не имеют научно обоснованных, развернутых программ деятельности и ориентированы на выполнение весьма ограниченных, хотя нередко и привлекательных задач. Степень организованности субъектов этой группы, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют местные условия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров и т. д.
Субъекты патриотического воспитания, представляющие эти две подструктуры, почти не связанные между собой, образуют, тем не менее, определенную систему, которая в функциональном отношении является малоэффективной и характеризуется в целом слабой дееспособностью .
V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ КРИТЕРИИ
Ориентированность воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству на конечный результат предполагает достижение в процессе его функционирования достаточно высокой эффективности, которая, в свою очередь, характеризуется определенными критериями.
Эффективность понимается как процесс достижения ее субъектами в ходе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию патриотизма у молодежи; это рациональная, оптимальная организация всех звеньев данного процесса в соответствии с целью, стоящей перед ним, конкретными условиями и особенностями его осуществления.
Необходимыми условиями определения эффективности военно-патриотического воспитания является регулярный учет, фиксирование и анализ его результатов, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик молодежи, таких, как патриотизм, воинский долг, следование лучшим традициям, готовность к самопожертвованию и других.
Эффективность зависит от двух основных факторов:
а) состояния объективных и субъективных условий макро- и микросреды и их учета в процессе воспитательной деятельности;
б) внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе военно-патриотического воспитания (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.).
Определение того или иного уровня эффективности воспитания производится на уровне критериев, которые выступают своего рода образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень военно-патриотического воспитания, определяют степень его соответствия, приближения к норме, к идеалу. Основанием для выведения конкретных критериев эффективности является результат воспитания, соотносимый с затраченными усилиями и объективно заданными параметрами этой деятельности, осуществляемой в интересах решения конкретных задач по развитию патриотизма у личности, той или иной категории молодежи, их готовности к достойному служению Отечеству.
Основными критериями эффективности военно-патриотического воспитания являются:
1. Практически-результативный, определяющий действенность воспитания в плане обеспечения реального влияния его субъектов на молодежь, вследствие чего в ее деятельности и поведении происходят конкретные позитивные изменения, характеризующиеся большим соответствием предъявляемым к ней требованиям со стороны общества и государства.
2. Оптимально-деятельностный, определяющий соответствие задач, содержания, форм, средств военно-патриотического воспитания потребностям, интересам, особенностям современной молодежи, ее стремлению к саморазвитию и к активной социализации, ориентированной также на достойное служение Отечеству.
3. Реализационно-целевой, определяющий готовность субъектов военно-патриотического воспитания правильно ставить и творчески решать его задачи, находить конкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью и соответствующего основным интересам и устремлениям подрастающего поколения, имеющим также и социально значимую, патриотическую направленность.
При определении эффективности военно-патриотического воспитания очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение молодежи. Однако при всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности военно-патриотического воспитания играют качественные критерии: глубина понимания и одобрения молодежью государственной политики, целей и задач Вооруженных Сил, степень доверия политическому и военному руководству страны, морально-психологическое состояние подрастающего поколения, его готовность к выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.
С помощью критериев эффективность военно-патриотического воспитания может быть определена тремя основными способами:
а) через конечный результат воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);
б) через конкретные особенности воспитания с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм, методов для решения тех или иных педагогических задач в отношении различных категорий молодежи;
в) через изучение, фиксирование (по системе определенных параметров, показателей) тех реально проявляемых изменений, которые произошли или происходят в молодежной среде как в объекте воспитания в результате его осуществления.
Таким образом, критерии эффективности военно-патриотической работы позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте.
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:
а) прежде всего исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата. В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.
Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания - повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.
Организационные мероприятия - формирование специальных структур как ведомственных, так и особенно межведомственных для осуществления мер по активизации данного направления воспитания на всех уровнях этой деятельности в Российской Федерации с учетом обеспечения координации и взаимодействия между ее субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества. Повышение уровня организации, улучшение функционирования как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом. Обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, СМИ, военной организацией общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами.
Создание системы управления процессом воспитания в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий различных организаций, министерств и ведомств, а также оказание им помощи и поддержки.
Кадровое обеспечение - организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Этот процесс мог бы включать не только базовое обучение руководителей и организаторов воспитательной работы среди различных категорий молодежи, но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации.
Реализация этих направлений и создание необходимых условий предполагает в качестве одного из первых шагов поиск и разработку принципиально новых подходов, внедрение которых способствовало бы созданию качественно иных основ воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. В более конкретном плане речь идет о необходимости принятия на вооружение новой концепции военно-патриотического воспитания и долговременной комплексной целевой Программы, ориентированной на практическую реализацию основных положений этой концепции.
VII. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Реализация основных направлений данной концепции, конкретизированных в системе мероприятий целевой Государственной программы, позволит решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.
Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших социально значимых качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в военной и в других, связанных с ней видах государственной службы.
Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолению претерпеваемого ею кризисного периода исторического развития.
Одним из результатов улучшения состояния патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов. Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России, за дело успешного реформирования Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.
Данная концепция не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений воспитания и, следовательно, на создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих социальных и государственных институтов, включая Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
При разработке концепции был использован ценный отечественный и зарубежный опыт в развитии у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Концепция имеет открытый характер, основывается на демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений, регионов с собственными инициативами и проектами.
Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, изложенных в концепции, являющихся основой для решения важнейших задач воспитания молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.
Президент Йемена согласился отдать власть на условиях ООН
24 октября 2011 | Просмотры: 781 | Распечатать |
Президент Йемена Али Абдулла Салех приветствовал резолюцию Совета безопасности ООН о передаче власти в стране. Об этом 24 октября сообщает Reuters со ссылкой на местные официальные СМИ.
Резолюция, принятая ООН 21 октября, предусматривает достижение договоренности на базе инициативы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), в соответствии с которой президент Салех должен мирно отдать власть в обмен на неприкосновенность. Документ был принят членами Совбеза единогласно.
Как говорится в сообщении, распространенном в понедельник йеменским агентством SABA, президент "выразил готовность сесть за стол переговоров с представителями оппозиции, как можно скорее подписать инициативу GCC и провести досрочные выборы".
Ранее президент трижды заявлял о готовности подписать инициативу Совета, однако каждый раз отказывался в последний момент.
Психология и бизнес онлайн - Методическое обеспечение продаж
Информация psycho.ru
Рассматривая система – это личный опыт решения конкретных задач по организации и управлению продажами в компаниях различного профиля. Опыт обобщенный и систематизированный. Это не положения, заимствованные из академических источников.
Поэтому автор не претендует на строгую научность и принципиальную новизну в организации управления продажами.
Информация не представляет интерес для тех руководителей, которые смогли в своих компаниях разработать и внедрить:
В совокупности это и представляет методическое обеспечение продаж.
Иначе говоря, рабочее определение методического обеспечения продаж - разработка и внедрение организационных, управленческих и отчетных документов, алгоритмов работ, регламентирующих бизнес-процессы продаж.
Место в системе
Методическое обеспечение продаж рассматривается как часть системы организации и управления продажами [1], состоящей из следующих блоков:
Возможно, что это самый важный блок системы. Хотя, скорость всей системы определяется скоростью слабого звена.
Составные элементы:
- Система методического “вооружения” менеджеров по продажам.
- Система спроса или отчетности менеджеров.
- Система методического обеспечения работы отдела продаж.
Зачем это нужно?
Разработка и внедрение документов, согласно вышеназванным элементам показывает как должны быть организованы бизнес-процессы в системе продаж. Как следствие, подобная система:
В структурированном виде система методического обеспечения продаж представлена на рисунке 1. Рассмотрим основные блоки системы и некоторые документы.
Рис. 1.
Методическое “вооружение” менеджеров
Документы и алгоритмы работ этого блока должно разработать руководство компании и отдела продаж для своих менеджеров по продажам. Это - работа начальника отдела продаж, коммерческого директора или директора по продажам, частично - директора по маркетингу. Наличие в компании подобных методических разработок и их использование на практике автоматически характеризует профессиональный уровень руководителей подразделений службы сбыта.
Далеко не все руководители уделяют должное внимание разработке этих документов. Почему? Во-первых, это большой методический труд. Труд для подчиненных.
Сознательное уменьшение значимости начальника, уменьшение зависимости подчиненных от руководителя. Делегирование знаний и алгоритмов работ. Часть руководителей сознательно не идет на это, усиливая зависимость подчиненных.
Во-вторых, не все руководители сами до конца осмыслили алгоритмы работ и четко представляют, как они должны эффективно исполняться. Трудности заключаются и в умении просто и понятно письменно изложить материал, личный опыт и свои требования. Т.е. далеко не все руководители сами знают “что надо” и могут прописать “как надо”.
В-третьих, документы подобного уровня требуют, как правило, маркетингового подхода, предполагающего использование знаний и опыта сотрудников разных подразделений компании, а не только отдела продаж.
Например, документ “Конкурентные преимущества компании и товара” - уникальная разработка блока “вооружения” менеджеров, создается для каждой компании индивидуально и представляет собой плод работы коллектива всей компании. И если нет коллектива, не будет эффективного, работающего документа. Цель раскрывается в рабочем названии – “Наши козыри”.
Если компания молодая, то целесообразно отметить, что названные на рисунке 1 документы данного блока разрабатываются до начала набора менеджеров по продажам. Это документы, которые не только должны быть “положены на стол” новому сотруднику, но и документы, которые следует обсуждать с кандидатами на интервью. Такое обсуждение деталей будущей работы сразу поможет руководителю оценить будущего сотрудника и отделить в интервью “разговоры” от опыта кандидата.
После того, как методически отработан первый блок – “методическое вооружение менеджеров по продажам” и есть полная уверенность в том, что менеджеры достаточно знают товар, понимают что от них требуется, осознают сильные и слабые стороны своей компании, знают, где и как искать клиентов, как с ними работать, формируется второй блок методического обеспечения - система спроса.
Система спроса с менеджеров - система отчетности
Перед тем как спросить, необходимо четко поставить задачу. Это выражается, в частности, в скрупулезной разработке форм отчетных документов. Лучший способ – таблица.
Она же обеспечит и сведение результатов по всей совокупности исполнителей.
Отчетность оперативная. Основная проблема - найти золотую середину в организации отчетности. Мало отчетов – плохо для контроля за работой. Много – плохо для самой работы.
Предлагается два отчетных документа, достаточные для большинства практических ситуаций. Первый - отчет менеджера о работе за день (рис. 2 ). Целесообразность использования данной формы определяется в каждом конкретном случае отдельно. Например, такой отчет может применяться или на период испытательного срока, или для новых менеджеров, или на определенный период времени, или постоянно, если создана сеть супервайзеров. На заполнение такого документа должно затрачиваться не более 10 минут.
Если фактически затрачивается больше времени – значит менеджер делает работу ради отчета, а не ради результата. Результат здесь простой: ключевыми словами на подготовленном руководителем бланке показать, на что сегодня затрачено время сотрудника.
Рис. 2
Второй отчет - рабочий лист менеджера является разумной хронологией результатов контактов менеджера с ведомым клиентом. Ведение данного документа оправдано многолетней практикой работы с постоянными или потенциальными клиентами. Облегчается работа руководителя со своими менеджерами. Вместо слов о работе с тем или иным клиентом на стол руководителю кладется рабочий документ – лаконичная хронология контактов, из которого много становится сразу видно и понятно без слов.
Естественно, возможна электронная форма ведения этого документа в корпоративной базе данных.
Отчетность по результатам работы
Возможные документы этого блока перечислены на рисунке 1. Остановимся на совокупности документов, ориентированных на формирование системы информации о клиенте. Данные о клиенте целесообразно рассматривать как категорию отчетных данных менеджера по продажам, помня, что единственным источником прибыли является клиент, а единственной ценностью становятся отношения с клиентом. Поэтому своего клиента менеджеру надо понимать, а для этого клиента нужно знать.
Для сбора, систематизации и работы с информацией о клиенте разрабатываются:
Соотношение между информацией о клиентах, находящейся в корпоративной базе данных, или в самостоятельных документах, ведущихся менеджерами в электронном виде, решается для каждой компании отдельно. Это соотношение зависит от мощности базы данных, оперативности ввода дополнительной информации и системы контроля за этим вводом, от прав доступа менеджеров, от устоявшейся практики. Целесообразно обозначить, где не должна находиться информация о клиенте.
Она не должна находиться в записных книжках, блокнотах, листочках менеджеров. Даже если они подшиты в папки. Все это может быть потеряно вместе с менеджером.
Основные структурные составляющие информационного блока “Что нужно знать о клиенте” приведены в Приложении 1. Эти данные собираются менеджерами, группируются и представляются в корпоративной базе данных или в самостоятельных документах. Они и характеризуют знание менеджеров своих клиентов.
Они позволяют ответить на множество производственных вопросов: “почему”, “как” и “сколько”, являются “формальным” воплощением принципа маркетинга взаимоотношений. Уменьшается риск потери информации при переходе менеджера на другую работу.
Спорный вопрос - как глубоко можно проникать в знание клиента; где грань, за которую переходить нельзя. Первое мнение - нужно знать о клиенте как можно больше. Второе мнение - не лезть в эту область совсем, чтобы не раздражать клиента.
Оптимальное решение – это искусство общения, искусство менеджера по продажам, маркетинг взаимоотношений.
К рассматриваемому вопросу логически примыкает такой раздел методического обеспечения продаж, как клиентская база данных. База данных – основа эффективной работы с клиентами и необходимое условие всей аналитики по продажам. Часто бывает, что грамотной клиентской базы данных в компании нет вообще.
А есть то, что остается от процесса выписки счетов. Это совершенно недостаточно.
Первый шаг на пути к реанимации и формированию базы данных – составление списка клиентов и персонификация их по менеджерам. Т.е. сбор того, что есть и назначение “хозяина”. Данные Приложения 1 помогут в этом. Базу данных потенциальных клиентов в зависимости от условий и возможностей компании можно создавать в структуре клиентской базы или как самостоятельную базу с самостоятельным алгоритмом организационных работ и отчетности по результатам.
В последнем случае организацию работ можно поручить аналитику по продажам или маркетологу, или, в небольших компаниях, ее может вести коммерческий директор или начальник отдела продаж.
Практика подсказала необходимость сформулировать и такой показатель отчетности менеджеров по результатам работы как неудовлетворенный спрос. Его значение, как минимум, двояко. Во-первых, он показывает объем продаж, который менеджер мог бы получить, но не получил по независимым от него обстоятельствам.
Также это и часть его недополученного бонуса. Во-вторых, это пища для ума маркетологов. Они должны будут на основании данных этого отчета (рис.
3 ) выявить причины неудовлетворенного спроса, проанализировать состояние дел в соответствующих подразделениях компании и внести предложения по устранению этих недостатков. Будет хорошо, если директору по маркетингу удастся устранить эти причины. Результаты расчетов, проведенных автором в нескольких компаниях показали, что объем неудовлетворенного спроса может достигать 30-40 % от месячного объема продаж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий