test

Девочки зонтики

четверг, 14 марта 2013 г.

визитная карточка есенина

визитная карточка есенина

визитная карточка есенина



Cайт Савровой Елены Анатольевны - С. Есенин как национальный поэт. 11 класс

Сергей Есенин как национальный поэт



Цель урока: воспитать любовь к Родине; познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А. Есенина; совершенствовать навыки анализ стихотворений.



Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина.



Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.



Ход урока



1.    Слово учителя



Сергея Алексеевича Есенина представлять, кажется, не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».



Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины – рая.


Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой, что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.



Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем – то мы знаем все. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок.


В саамам звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.



2.    Доклад – сообщение ученика о биографии Есенина



3.    Чтение и анализ стихотворений



Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:



Там, где капустные грядки



Красной водой поливает восход,



Клененочек маленький матке



Зеленое вымя сосет –



Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.



Читаем стихотворение «В хате» (1914)



Пахнет рыхлыми драченами;



У порога в дежке квас,



Над печурками точеными



Тараканы лезут в паз.



Вьется сажа над заслонкою,



В печке нитки попелиц,



А на лавке за солонкою –



Шелуха сырых яиц…



Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие – то тараканы… И все же чем – то оно притягивает: наблюдательностью, меткость зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно.


Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт лишь объектом сострадания.



Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И.Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:



От пугливой шумоты



Из углов щенки кудлатые



Заползают в хомуты.



И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой».



Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.



- Как Есенин изображает природу?



(Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»…)



Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных…» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление – «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных»; « А у низеньких околиц / Звонко пахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Перезвенит девичий смех».


Этот ряд можно продолжить.



В поэзии Есенина есть и тихие звуки «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.



Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечает яркую цветопись.



Задание



- Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение задания.



(В стихах Есенина оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.)



В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.



Задание



- Найдите примеры изображения запахов (даем время).



(«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий макиш тишины», «пряный вечер» и т.д.)



- Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?



(зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души – с весенним цветением, образ лирического героя – с кленом. Найдите примеры.)



Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы – родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, творчество Николая Рубцова).



В конце урока послушаем стихотворение Есенина, может быть, песни на его стихи.



Домашнее задание



Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороща» и «Береза» (можно по группам). Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).






Визитная карточка учреждения, <br /> центр образования № 641 имени Сергея Есенина<br /> Москва<br />

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 641 имени Сергея Есенина



Визитная карточка учреждения



визитная карточка есенина

Полное наименование образовательного учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 641 имени Сергея Есенина



Директор: Голоднова Лариса Васильевна



Историческая сводка (дата создания):






Использование компьютерной технологии на уроках литературы :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Использование компьютерной технологии на уроках литературы



Тема урока: “В этом имени - свет России…” (Слово о Сергее Есенине).



Цели урока:



образовательные. раскрыть глубину и сложность лирического мира С.Есенина, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения поэта, развивать умения самостоятельной работы;



воспитательные. на примере творчества С.Есенина воспитывать любовь к родному краю, к России, воспитывать умение видеть и слышать красоту.



Тип урока. визитная карточка поэта.



Оборудование: фотографии поэта; выставка письменных визитных карточек в форме газет; выставка произведений Есенина и книг о нем, компьютеры; музыка.






Музей С.А.Есенина.Константиново / Интересные места

Музей С.А.Есенина.Константиново



Если Вам понравилось описание места, поделитесь им со своими друзьями, пожалуйста



Константиново – село в Рыбновском районе Рязанской области. Расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани.



Сейчас Константиново известно потому, что здесь 3 октября 1895 (по новому стилю) родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села Константиново расположен Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.



История села Константиново насчитывает около 300 лет. Первое упоминание о нем относится к 1619 году, село являлось тогда собственностью царской семьи. Через несколько десятилетий оно пожаловано Мышецким и Волконским. Большей частью села стал владеть Яков Мышецкий, который дал его в приданое своей дочери Наталье, когда она выходила замуж за Кирилла Алексеевича Нарышкина – одного из приближённых Петра I. В 1728 году владельцем Константинова стал сын Кирилла Алексеевича – Семён Кириллович Нарышкин, состоявший на дипломатической службе.


Не имея прямых потомков, он в 1775 году завещал Константиново своему племяннику Александру Михайловичу Голицыну, бывшим в течение 30 лет хозяином здешних земель. На его средства в 1779 году был возведен каменный храм Казанской иконы Божией Матери. После его смерти в 1808 году имение перешло его внебрачной дочери Екатерине Александровне, в замужестве Долгоруковой. Новая владелица села продолжила дело своего отца по украшению храма. Согласно её завещанию, в 1843 году владельцами села стали её племянники Александр Дмитриевич и Владимир Дмитриевич Олсуфьевы.


Через 2 года Александр Дмитриевич, стал единолично распоряжаться имением. Его сын Владимир Александрович Олсуфьев вступил в наследство в 1853 году.



Новые хозяева появились в имении в 1879 году. Это были купцы из г. Богородицка Сергей Григорьевич, Александр Григорьевич и Николай Григорьевич Куприяновы. Старший из братьев построил земскую, школу, много сделал для обучения крестьянских детей.



Через двенадцать лет, в 1897 году, владельцем дома и усадьбы стал Иван Петрович Кулаков, «потомственный почётный гражданин г. Москвы». На свои средства он выстроил новое здание школы, украсил храм деревянным дубовым иконостасом. После смерти отца в 1911 году, хозяйкой дома стала Лидия Ивановна, в замужестве Кашина.


Она продолжила благотворительную деятельность своего родителя.



После 1925 года начинается новый исторический период в жизни с. Константиново. Сюда сразу же после смерти Сергея Александровича Есенина добирались поклонники его творчества. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, а затем сёстры поэта Александра Александровна и Екатерина Александровна в есенинском доме встречали многочисленных гостей.


В заведённых тетрадях для отзывов появились тысячи записей с пожеланиями открыть в Константинове музей поэта.



28 июля 1965 года было принято правительственное постановление об увековечивании памяти С.А.Есенина на его родине. Мемориальный дом-музей С.А.Есенина, открытый 2 октября 1965 года как филиал Рязанского областного краеведческого музея, за годы превратился в один из крупнейших музейных комплексов. Интерес к музею стремительно рос, и уже в октябре 1969 года в сохранившемся усадебном доме последней константиновской помещицы Л.И.Кашиной была открыта литературная экспозиция, позволяющая более глубоко и подробно вести рассказ о жизни и творчестве С.А.Есенина.



К 100-летнему юбилея поэта, праздновавшемуся в 1995 году была проведена реконструкция музея. Открылись две новые музейные экспозиции: музей поэмы «Анна Снегина» и Константиновское земское начальное народное училище. Музей одной поэмы расположен в «доме с мезонином» – усадебном доме Л.И.Кашиной



В центре села, напротив церкви, в 2002 году была восстановлена часовня в честь Святого Духа. Архитектурно-строительные работы выполнены ЗАО «Рязанское научное реставрационное управление», архитектор С.Г. Варганов.



Дом Есенина



В уютной бревенчатой избе с помощью сестер Екатерины и Александры Есениных была воссоздана атмосфера быта того времени - атмосфера родного дома, куда приезжал Сергей и где вдохновленный, слагал лиричные и нежные стихи.



Входишь в дом, и тебя охватывает такое чувство, которое трудно передать словами. Кажется, что Есенин только что вышел в сад. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. Хранятся вещи, окружавшие поэта. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый "ветхий шушун" его матери.


У стены стоит небольшой потертый сундучок, в котором юный Сергей хранил личные вещи, любимые книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. У него, как и у всех вещей, свой инвентарный номер, свое место - в прихожей, рядом с кроватью. Где только не побывал этот сундучок вместе со своим беспокойным хозяином! И в Москве, и в Крыму, и в Петрограде.


А сколько раз возвращался в Константиново на дедовской телеге или на подрессоренных дрожках лихача-извозчика.



В горнице на стене - семейные фотографии, Похвальный лист, которым был награжден Сергей Есенин в 1909 году по окончании местной четырехклассной школы.



В правом углу, как и при жизни Есенина, отстукивают время часы. Они - живые свидетели всего, что происходило много лет назад. Часам уже более восьмидесяти лет, на циферблате название знаменитой часовой фирмы - "В.Габю".


Они были подарены отцу Есенина купцом Крыловым за долгую и безупречную службу в Москве. В 1921 году Александр Никитич вернулся в родное село и вместе с другими своими вещами привез и часы. Они в темном деревянном футляре с кокетливыми резными башенками, желтыми гирями и маятником, черными фигурными стрелками, указывающими на римские цифры X и XII. Поэт о них написал: "Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час!"



Дом Л.И.Кашиной.



Неподалеку от мемориального дома-музея С.А. Есенина на противоположной стороне сельской площади в окружении кустов сирени, жасмина и парковых деревьев стоит «дом с мезонином», принадлежавший константиновской помещице Л.И. Кашиной, - музей поэмы «Анна Снегина», двери которого широко открыты для многочисленных почитателей поэзии Сергея Есенина. Это здание – одно из немногих, сохранившихся в селе со времен С.А.


Есенина, и оно дорого тем, что с ним связаны яркие страницы жизни и творчества поэта.



Хозяйка «дома с мезонином», последняя константиновская помещица, явилась прототипом Анны Снегиной. Ей поэтом посвящено стихотворение «Зеленая прическа…». Совместной прогулкой Есенина и Кашиной за Оку летом 1917 г. навеяно стихотворение «Не напрасно дули ветры…».



Экспозиция музея поэмы «Анна Снегина» занимает первый этаж дома, состоящий из шести комнат. В вестибюле представлены гербы владельцев поместья, фотографии И.П. Кулакова и Л.И. Кашиной, фотографии усадьбы начала 20 века.


Здесь же экспонируется визитная карточка Есенина.



В комнате Л.И.Кашиной представлены личные вещи последней константиновской помещицы: на письменном столе - бумагодержатель, лорнет, счёты из слоновой кости, записная книжка в серебряной оправе с родным карандашиком; изящный туалетный комод из красного и розового дерева, станок для вышивания, плетеный баульчик для рукоделия.



В гостевой комнате музея представлены личные вещи С.А.Есенина: стол, за которым он работал над подготовкой текста поэмы «Анна Снегина» к публикации, чернильница, пепельница, часть мундштука, подаренная поэту писателем Ф.Элленсом. На столе можно видеть № 4 журнала «Красная новь» за 1925 год, в котором впервые полностью была опубликована поэма «Анна Снегина». Здесь же показана фотография поэта с матерью (март 1925 года), где, по свидетельству родных, он читает ей поэму «Анна Снегина».



В 1918 году имение Кашиной национализировали, в доме открыли амбулаторию, а конюшню переделали в клуб.



Летом 1926 г. спустя полгода после гибели Есенина, в Константиново приезжала комиссия Всероссийского Союза писателей. Почётные гости передали в дар константиновцам 1000 книжных томов, книги Есенина, изданные при его жизни, и красное знамя с вышитой золотыми нитками надписью: «От Всероссийского Союза писателей родному селу Есенина». По инициативе московских писателей в доме Кашиной была открыта библиотека.



В 50-е годы в «доме с мезонином» жили сельские учителя, а затем в нем разместилась швейная мастерская. С октября 1969 по 1990 гг. в доме Л.И. Кашиной располагался литературный музей С.А.


Есенина. К 100-летию со дня рождения поэта в 1995 г. в этом здании открылся музей.



Земская школа.



Школа, построенная в1898 г И.П. Кулаковым, просуществовала до 1952 года, затем была разобрана на хозяйственные нужды колхоза. Современное строение, где сейчас разместилась экспозиция Константиновского земского начального народного училища, было восстановлено в 1994 году и является частью музейного комплекса.



Экспозиция земского училища рассказывает посетителю музея не только об учебе в этой школе Сергея Есенина, но и о других земских школах Рязанской губернии.



5 сентября 1904 года в 9-летнем возрасте будущий поэт переступил порог Константиновского земского начального народного училища. В классах стояли деревянные парты, на стенах висели карты Российской Империи, портреты писателей; в большой комнате в углу находилась высокая икона Иисуса Христа, здесь собирались до уроков ученики и учителя, читались молитвы.



Сергей Есенин школу посещал охотно. Пытливый, любознательный мальчик легко усваивал школьную программу. На перемене любил побегать, пошалить, был часто заводилой проказ.



Очень рано проявилась у него любовь к слову, умение рифмовать. В детском возрасте от своих друзей отличался он способностью во всем увидеть красоту, стремлением к знаниям, более острым восприятием окружающей природы.



Сергей Есенин все экзамены сдал на "пять". За отличные успехи он был награжден похвальным листом и Евангелием. В 1909 году будущий поэт расстается со школой, со старыми друзьями, начинается новая пора в его жизни.


Но уроки, полученные им в Константиновской земской школе, прочитанные книги оставили след в его душе навсегда.



Музей открыт для посещения с 10:00 до 18:00. Выходной день - понедельник



Экскурсионный отдел



Тел. 8(49137)33-2-57



8-910-566-64-97



Адрес:



391103, Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново.







Комментариев нет:

Отправить комментарий