test

Девочки зонтики

среда, 6 марта 2013 г.

планы и карточки тушения пожара

планы и карточки тушения пожара

планы и карточки тушения пожара



7.1. Оперативные планы тушения пожаров | Учебные материалы и литератур�

Академия ГПС МЧС России



7.1. Оперативные планы тушения пожаров



Планы и карточки тушения пожаров являются важными оперативными документами, составляемыми заблаговременно. Они должны быть продуманными, конкретными, удобными в пользовании, полезными и способствующими организации тушения пожаров. Оперативные документы по пожаротушению способствуют повышению теоретической и практической подготовки начальствующего состава пожарной охраны, боевой готовности пожарных подразделений; развитию у начальствующего состава тактического мышления, умения производить ими расчеты сил и средств; грамотно решать вопросы по организации и тактике тушения пожаров.



Оперативный план - это боевой документ, предусматривающий разработку основных вопросов организации тушения развившихся пожаров на наиболее важных пожароопасных, взрывоопасных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах. Оперативные планы составляют на нефтебазы, биржи лесопиломатериалов, лесозаводы, предприятия с пожаро-взрывоопасной категорией производств, элеваторы, мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производственные корпуса с большой площадью сгораемых покрытий, бесфонарные производственные здания, электростанции, морские порты, аэропорты, театры, дворцы и дома культуры, кинотеатры вместимостью 400 и более мест, больницы, школы-интернаты, дома инвалидов и престарелых, базы продовольственных и промышленных товаров, универмаги, здания повышенной этажности, а также уникальные и важнейшие административные и общественные здания. На остальные объекты по решению органа пожарной охраны могут быть составлены оперативные карточки пожаротушения.



В зависимости от оперативно-тактической характеристики предприятия оперативный план составляют на весь объект или раздельно по производственным зданиям и открытым технологическим установкам. Оперативный план разрабатывают в двух экземплярах: один хранится на пункте связи пожарной части, в районе которой нахо­дится объект, и вручается начальнику дежурного караула при выезде на пожар (в сельской местности на ЦППС гарнизона или ППЧ райцентра без дежурного диспетчера), второй экземпляр находится на автомобиле оперативного штаба пожаротушения или оператив­ного дежурного по гарнизону пожарной охраны. На закрытые объ­екты оперативные планы хранятся в опечатанном сейфе штаба пожаротушения или на ЦППС.



Разработке плана должны предшествовать всестороннее изучение объекта, оперативно-тактическая оценка его и установление наиболее сложного варианта возможного пожара, который принимается в качестве расчетного. Исходя из особенностей объекта можно пред­ложить несколько расчетных вариантов. Например, при пожарах в театрах и дворцах культуры основным вариантом является тушение пожара, возникшего на сцене, а вторым - пожар в зрительном за­ле. Для нефтебаз целесообразны два варианта: один на случай ту­шения пожара в резервуаре, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств, а второй - в группе резер­вуаров, расположенных в одной обваловке или не менее одной трети в парках подземных резервуаров.


На электростанциях оперативный план составляют по трем вариантам: один для тушения пожара в ка­бельных туннелях, второй - в машинном зале электростанции и третий - на открытых электроустановках.



Оперативный план состоит из текстовой и графической частей, выполняется на плотной бумаге единого формата для всех частей гарнизона и должен иметь плотную обложку. Опыт работы гарни­зонов пожарной охраны показывает, что наилучшим форматом пла­нов является 20Х30 см. Текстовая часть плана включает оператив­но-тактическую характеристику объекта, данные о возможном раз­витии и тушении пожара, характеристику возможной обстановки по­жара по промежуткам времени, расчет сил и средств для тушения пожара при выбранном варианте, порядок их привлечения, рекомен­дации РТП по организации боевых действий. В текстовую часть вхо­дят также приложения: рекомендации начальнику оперативного шта­ба, начальнику тыла, ответственным лицам за технику безопасности и другим; инструкции с обязанностями лиц объекта, привлекаемых для работы в штабе; инструкции взаимодействия со службами объ­екта, города и другими организациями; сводные данные по расчету сил и средств при каждом варианте тушения пожара (в планах на нефтебазы прилагается сводная таблица с данными по расчету сил и средств для тушения в каждом резервуаре); необходимые справоч­ные материалы, имеющие отношение к развитию и тушению пожара на данном объекте,



Приложения с рекомендациями оформляют в двух экземплярах:



Один находится в составе оперативного плана, а второй - в непро­мокаемом прозрачном конверте, который выдается должностному лицу Для руководства в процессе тушения пожара.



Текстовую часть печатают на пишущей машинке или выполняют черной тушью печатным (чертежным) шрифтом. В виде исключения можно использовать черную пасту, применяемую в шариковых ручках. Графическая часть оперативного плана должна быть наглядной, включать максимум необходимых сведений и не перегружаться второстепенными деталями.


Она включает план-схему объекта на местности, поэтажные планы, в необходимых случаях разрезы зданий (сооружений), планы основных зданий объекта и приложения: схему организации связи на пожаре, схему для начальника тыла по расстановке пожарных машин на водоисточники с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку, подвоза ее с удаленных водоисточников и др.



Приложения графической части, как и текстовой, необходимо оформлять в двух экземплярах: один находится при плане, а второй выдается руководству в процессе пожаротушения. Графическая часть плана должна быть выполнена черной тушью с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозна­чений, а план-схема на местности, поэтажные планы и планы основных зданий объекта - обязательно в масштабе, соответствующем формату документа. Принятый масштаб необходимо указать на чертеже.



На плане-схеме выделенными контурами показывают объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносят водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных машин частей гарнизона, прибывающих на объект по установленному номеру вызова, дают другие сведения, имеющие прямое отношение к развитию и тушению пожара. В случаях, когда при тушении пожара возможен один характерный вариант расстановки сил и средств, на плане-схеме объекта обозначают полную схему боевого развертывания пожарных подразделений с указанием мест расположения стволов и генераторов.



На поэтажных планах и разрезах должны быть отражены конструктивные, объемно-планировочные и технологические особенности объекта, возможные пути распространения пожара; расположение внутренних пожарных кранов, пенных установок, пусковых устройств стационарных систем пожаротушения, дымовых люков, задвижек трубопроводов, по которым транспортируются огнеопасные вещества, взрывоопасные места и т. п.



Разработанный оперативный план тушения пожара, согласованный с дирекцией объекта и заинтересованными службами, представляют начальнику гарнизона пожарной охраны на рассмотрение и утверждение. При необходимости привлечения на случай пожара сил и средств других объектов, организаций и служб города, выезд которых не предусмотрен гарнизонным расписанием (в порядке взаимо­действия), оперативный план представляют на утверждение гор(рай). исполкома,



С оперативным планом обязательно должен быть ознакомлен начальствующий состав пожарной охраны гарнизона и в первую оче­редь пожарных частей, выезжающих на данный объект по установ­ленному номеру вызова, а также работники заинтересованных служб. Практически оперативные планы отрабатывают не реже одного ра­за в год путем проведения пожарно -тактических учений с привлече­нием предусмотренных по расчетному варианту сил и средств. В от­дельных случаях отработку и корректировку планов осуществляют путем проведения с начальствующим составом тактических занятий на объекте без привлечения пожарных подразделений.


О всех уче­ниях (занятиях с начсоставом), проведенных в порядке отработки оперативного плана, в нем делают отметки и при необходимости вносят коррективы.



Важными элементами составления оперативного плана являют­ся расчет сил и средств по выбранному варианту и разработка реко­мендаций должностным лицам по организации тушения возмож­ного пожара. Некоторые особенности по данным вопросам приведе­ны в примере.



Пример. Определить требуемое количество сил и средств для тушения возможного пожара в главном корпусе универсальной ба­зы материально-технического снабжения, разработать рекомендации руководителю тушения пожара (РТП) и начальнику тыла (НТ).



Характеристика объекта. Здание универсальной базы матери­ально-технического снабжения бесфонарное, одноэтажное, I степени огнестойкости, разделено на семь отсеков кирпичными противопо­жарными стенами, с двух сторон по длинным сторонам корпуса размещены антресоли. Покрытие сводчатое из железобетонных плит, уложенных по железобетонным фермам; кровля толерубероидная, высота корпуса до покрытия 12м.


Над каждым отсеком расположе­ны дымовые люки (план объекта на отм. 5,4 м показан на рис. 7.1).



В отсеках корпуса и на антресолях хранятся различные про­мышленные товары: бумага, резинотехнические изделия, ткани, обо­рудование, упаковка и др. Наибольшее количество материальных ценностей находится в отсеке № 3, где пожарная нагрузка состав­ляет около 500 кг/м2. Размеры отсека 72´48 м.



Противопожарное водоснабжение. По территории базы прохо­дит кольцевой водопровод диаметром 150 мм, на котором установ­лены 24 пожарных гидранта. Напор в водопроводе на случай по­жара может быть повышен до 50 м. В непосредственной близости к зданию (60 - 100 м) расположены шесть пожарных гидрантов.


Мак­симальный расход воды в водопроводе, согласно акту проверки на водоотдачу. составляет 96 л/с. В здании имеется внутренний про­тивопожарный водопровод.



Силы и средства. Для тушения возможного пожара привлекают­ся подразделения пожарной охраны, выезжающие согласно гарни­зонному расписанию:



По автоматическому вызову № 2: ППЧ-53 (2 отделения на АЦ и АН - время следования 10 мин, СВПЧ-5 (2 отделения на АЦ и АН - время следования 22 мин, СВПЧ-2 (2 отделения на АЦ и АН - время следования 24 мин, СВПЧ-4 (2 отделения на АЦ) - время следования 26 мин, СВПЧ-8 (2 отделения на АЦ) - время следования 28 мин.



По вызову № 3 - Дополнительно могут быть привлечены шесть отделений на автоцистернах и автонасосах, время следования 30 - 36 мин.



Рис. 7.1. План универсальной базы материально-технического снабжения



1 - антресоль; 2 - крановый пролет; 3 - приемная экспедиция; 4 - экспедиция выдачи; 5 – навес



Дополнительные данные. По справочным сведениям и анализу пожаров на объектах с характерной пожарной нагрузкой и характеристикой зданий линейная скорость распространения горения в среднем составляет 0,9 м/мин, а интенсивность подачи воды - 1 л/(м2´с). Время до сообщения о пожаре по условиям объекта не превышает 10 мин, а боевого развертывания с установкой машин на ближайшие пожарные гидранты - 6 мин.



За наихудший вариант принимают возникновение пожара в центре отсека № 3 с наибольшей пожарной нагрузкой. Сначала горение распространяется по круговой форме, а затем, при достижении ог­раждений соседних отсеков, по прямоугольной в двух направлениях.



Расчет сил и средств



1. Определяем возможную обстановку на пожаре к моменту введения сил и средств первым подразделением, т. е. ППЧ-53.



1.1. Находим время свободного развития пожара [см. формулу 9.2), табл. 1.2)1



Tсв = tдс+ tсб1+ tсл1+ tбр1= 10 + 1 + 10 + 6 = 27 мин.



1.2. Далее находим путь, пройденный огнем (см. табл. 5.1)



R1=5Vл + Vл t2 = 5 ´ 0,9 + 0,9 ´ 17 = 19,8 м,



Где t2 = tсв - 10 = 27 - 10 = 17 мин,



1.3. Вычисляем площади пожара и тушения, используя формулы табл. 1.14 и 5.2:



Sп = pR2 = 3,14 (19,8)2 = 1231 м2;



S т = ph (2R - h) = 3,14 ´ 5(2´19,8 - 5) = 543 м2.



1.4. Для локализации пожара на данной площади потребуется стволов А:



Nт ст. А = S т1 Is /Qст. А = 543 ´ 0,1/7,4 = 8 стволов А.



Следовательно, караул ППЧ-53 не сможет обеспечить локализацию пожара на данный момент. Для этого необходимо не менее че­тырех - шести отделений (2 - 3 караула).



2. Определяем возможную обстановку на пожаре к моменту введения сил и средств караулом, прибывшим вторым, т. е. СВПЧ-5.



2.1. Находим путь, пройденный огнем (см. табл. 5.1)'



R2= R1 + 0,5Vл t3 == 19,8 + 0,5 ´ 0,9 ´ 12 = 24,6 м,



Где t3 = t - (10 + t2) =39 - (10 +17) = 12 мин.



T = tсв+ (tсл1+ tсл2) = 27 + (22 - 10) = 39 мин.



К данному моменту площадь пожара примет прямоугольную форму с шириной а = 48 м и длиной



B = 49,2 м.



2.2. Вычислим площади пожара и тушения



Sп2 = аb = 48 ´ 49,2 = 2362 м2,



Sт2 = nаh = 2 ´ 48 ´ 5 = 480 м2.



2.3. Для локализации пожара на данной площади потребуется стволов А:



NТСт. А = SТ2 IS / Q Ст. А= 480 ´ 0,1 / 7,4 = стволов А.



Фактически принимаем 8 стволов А (по 4 ствола с каждой сто­роны фронта тушения) с одновременным их использованием для за­щиты конструкций.



Вывод. При дальнейшем развитии пожара по прямоугольной форме в двух направлениях фронт и площадь тушения не изменяют­ся. Следовательно, к моменту введения сил и средств караула СВПЧ-5 распространение горения в отсеке № 3 ограничивается, на­ступает момент локализации пожара по площади и поэтапное его тушение .



3. Определяем требуемое число стволов для осуществления за­щитных действий.



Исходя из возможной обстановки на пожаре и тактических ус­ловий проведения боевых действий на защиту, следует принять:



В отсеки II и IV - два ствола Б;



На покрытие отсека III- три ствола Б;



На антресоли экспедиций - по одному стволу Б от внутренних пожарных кранов.



Итого для защиты объекта от пожара необходимы 9 стволов Б.



4. Определяем фактический расход воды на тушение пожара и для защиты



Qф = Nтст. А Qст. А + Nзст. Б Qст.


Б = 8´7,4 + 9 ´ 3,7 = 92,5 л/с.



Расход воды из стволов принят при напоре у приборов 40 м ;см. табл. 3.25).



5. Проверяем обеспеченность объекта водой .



Водоотдача водопровода по акту проверки составляет 96 л/с. Следовательно, объект обеспечен водой для тушения возможного пожара в отсеке № 3, так как Qводопров = 96 л/с> Qф = 92,5 л/с.



Рис, 7.2. Вариант расстановки сил и средств при тушении возможного пожа­ра на базе материально-технического снабжения



6. Определяем требуемое количество пожарных машин с учетом Использования насосов по схемам: два ствола А и один ствол Б (рис. 7.2):



Nм = Qф / Qн = 92,5/18,5 = 5 машин;



Где Qн - водоотдача насоса, равная расходу воды из двух стволов А и одного Б:



Qн = Nст. А Qст. А + Nст. Б Qст.


Б = 2 ´ 7,4 + 1 ´ 3.7 = 18,5 л/о.



На водопровод можно установить



Nм = Qводопров/ Qн = 96/18,5 = 5 машин.



Таким образом, можно использовать все пожарные гидранты, [расположенные вокруг корпуса, с учетом подачи воды по избранным схемам боевого развертывания (см. рис. 7.2).



7. Определяем требуемую численность личного состава, поль­зуясь формулой (5.12) и табл. 5.7:



Nличн. cocт = Nст. А ´ 3 + Nст. Б 2 + Nм ´ l + связные (РТП, НШ, НТ и ЗБУ)=8 ´ 3 + 7 ´ 2 + 5 ´ 1 + 6 = 49 чел.



(Работу с двумя стволами Б на антресолях можно поручить боевому расчету ДПД объекта).



8. Определяем требуемое количество пожарных подразделений (отделений) основного назначения



Noтд = Nличн. cocт /5 = 49/5 = 10 отделений.



9. Определяем номер вызова подразделений на случай возможного пожара на базе, а также потребность в других силах и средствах:



9.1 По требуемому числу подразделений, согласно гарнизонному расписанию, можно принять вызов № 2 на пожар. При этом пожарных машин будет достаточно, а фактическое количество личного состава с учетом оказания помощи в смежных отсеках и на покрытии корпуса можно компенсировать служащими объекта или дополнительно вызвать одно-два отделения по потребности;



9.2 На случай пожара в корпусе базы необходимо предусмотреть вызов по первому сообщению подразделении на автомобилях связи и освещения, а также рукавном (СО и АР). Необходимость увлечения других специальных подразделений определяет руководитель тушения пожара (РТП), исходя из обстановки.



9.3. Учитывая возможность проведения больших работ по эвакуации материальных ценностей, предусмотреть вызов военнослужащих через военного коменданта гарнизона, а также использование технических средств базы. Требуемое число военнослужащих и необходимость их вызова определяет РТП на месте, исходя из оценки обстановки на пожаре.



10. Составляем таблицу данных о развитии и тушении возможного пожара на базе. Для этого примем пять промежутков времени, что соответствует периоду сосредоточения сил и средств гарнизона по вызову №2 (см. табл. 7.1). Рекомендации начальнику тыла (НТ) приведены в табл.


7.2.



ТАБЛИЦА 7.1. ДАННЫЕ О РАЗВИТИИ И ТУШЕНИИ ВОЗМОЖНОГО ПОЖАРА НА БАЗЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ



Время от начала развития пожара, мин






7.2. Оперативные карточки тушения пожаров | Учебные материалы и литера�

Академия ГПС МЧС России



7.2. Оперативные карточки тушения пожаров



Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы III.


V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.



По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением. объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.



Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.



Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15 ´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.



В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках. не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке.


На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.



В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки.


При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20 ´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.



На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники. вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.



На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием. названий на сноске.



На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм.


Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.



Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах. прибывающих на случай возможного пожара и т. д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе).


Оперативные карточки хранят в плотном переплете.



Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением .



В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро - и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.



Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно -тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств. используемых для спасания людей.



Оперативная карточка тушения пожара в



_____________________________________________________________________________________



(название населенного пункта)



______________________________________________________________________________ района



_____________________________________________________________________________________



Наименование сельского (поселкового района)



Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________



ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________



Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Характеристика особо важных объектов






Оперативная карточка пожаротушения. Что находится в содержании

Корзина



Оперативная карточка пожаротушения. Что находится в содержании



Одним из первых этапов в ходе подготовки, а также и самого процесса тушения пожара является составление карточек тушения пожара. Наличие такого документа обусловлено необходимостью соблюдения порядка, а также значительно облегчает процесс тушения.



Оперативная карточка тушения пожара



Для каждого населённого пункта, оперативная карточка пожаротушения составляется отдельно и включает две обязательные части - схема местности и характеристика водоснабжения. На схеме обязательно должны быть отмечены: все строения, дороги с указанием названий улиц и расстояниями до ближайших населенных пунктов; все водоисточники (пожарные гидранты, пирсы, водонапорные башни, реки и другие водоёмы.) и расстояния до ближайших объектов; промышленные и административные здания с поясняющей надписью их назначения; здания и сооружения, на которые разработаны отдельные оперативные карточки пожаротушения. заштрихованные красным цветом, а здания и сооружения, на которые установлен автоматический повышенный номер вызова и разработан отдельный план тушения пожара, кроме такой штриховки, имеют указанный номер вызова; места нахождения пожарной и приспособленной техники; места нахождения телефонов в населенном пункте; места перспективного строительства(обозначаются пунктирной линией по контуру строительства планируемого объекта); направление сторон горизонта. Характеристика водоснабжения, предназначенного для использования в ходе пожаротушения, представлена во втором подразделе карточки. Здесь фиксируются точные места расположения природных и пожарных водоёмов, водонапорных башен с указанием расстояний от данного населённого пункта. К карточке могут также быть прикреплены указания по работе с планом тушения пожара.


Карточка тушения пожара разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными ГУГПС.



Далее рассмотрим более подробно, что должно входить в содержание такой карточки для каждого отдельного объекта.



Составление карточек тушения пожара



Для того чтобы руководитель тушения пожара имел возможность получить основные данные об объекте, составление карточек тушения пожара должно производиться крайне ответственно. К оформлению карточки также предъявляется ряд требований, поскольку её использование должно предусматриваться и в различных неблагоприятных условиях. Таким образом, составление карточек тушения пожара осуществляется на плотной бумаге формата А4, применяя ламинирование и другие способы обеспечения стойкости к воздействию воды.



Обратимся теперь непосредственно к содержанию текстовой части карточки. Здесь обязательно указывается оперативно-тактическая характеристика объекта: конструктивные особенности и краткие данные о назначении сооружения,  сведения  о  материальных  ценностях  и способах  их  хранения, взрыво-  и  пожароопасные свойства хранящихся веществ и материалов; сведения о внутренних и наружных противопожарных водопроводах. не указанных в графической части; сведения о численности находящихся в здании людей в различное время суток; данные о возможном развитии и тушении  пожара, характеристика предполагаемой обстановки пожара по временным промежуткам; расчет сил и средств на тушение пожара, порядок их привлечения и расчетное время прибытия на объект; маршрут движения противопожарного подразделения; требования безопасности.



Относительно графической части, следует выполнить следующие требования. Схема объекта, для которого составляется карточка, должна включать следующее: контуры данного объекта, а также  прилегающих  зданий, степень   огнестойкости конструкций. дороги и подъезды к объекту; все  ближайшие  водоисточники  с  расстояниями  прокладки рукавных линий по маршрутам; места установки пожарной техники.



Содержащийся в карточке поэтажный план должен чётко представлять планировку, характеристику конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Указываются, при помощи разных цветов, линии плана эвакуации людей при пожаре.



Каждая подобная карточка должна иметь в приложении лист  отметок  о  практической отработке оперативной карточки и возможных изменениях на объекте. Объекты, для которых обязательно составление карточек тушения пожара. организации, на которые не составляются планы тушения пожара; технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергетических объектов организаций; детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.); населенные пункты в сельских районах.






Подготовка и составление Карточки тушения пожара (КТП) | stucb.ru

Подготовка и составление Карточки тушения пожара (КТП)



Карточка тушения пожара (КТП) содержит все необходимые данные по объекту, которые обеспечивают возможность пожарным командам в кратчайшие сроки и максимально правильно организовать действия, направленные на спасение людей и тушение пожара.



Составление карточек тушения пожара необходимо для объектов, не вошедших в перечень объектов, для которых в обязательном порядке составляются планы пожаротушения и на технологические установки:





  • электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;


  • на детские ясли;


  • сады и комбинаты;


  • пришкольные интернаты и школы;


  • культурно-зрелищные учреждения;


  • лечебные заведения;


  • общественно-административные здания и жилые здания повышенной этажности,


  • а также на населенные пункты в сельских районах.




По решению руководителей подразделений ГПС, КТП могут быть составлены на объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении.



Требования к карточке тушения пожара :





  • Установленный типографский бланк единого формата 150 х 200 мм;


  • Титульный лист КТП выполняется чертежным шрифтом, прописными буквами высотой 8-12 мм.


  • КТП должна содержать информацию об объекте, которая разрабатывается в виде таблицы.


  • В КТП должен быть определен порядок взаимодействия подразделений ГПС с обслуживающим персоналом объекта.


  • Графическая часть КТП состоит из общей схемы объекта и поэтажных планировок. Обязательный масштаб выполнения от 1:200 до 1:500, с указанием его на чертежах, с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб должен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планировки рекомендуется выполнять в масштабе развернутого вкладыша размером 200 х 300 мм. Графическая часть должна быть наглядной и не загроможденной второстепенными элементами.


  • Схема должна содержать:



    • выделенные контуры объекта;


    • план прилегающих зданий и сооружений с указанием разрывов и степени их огнестойкости;


    • ближайшие улицы и подъезды к объекту;


    • водоисточники, вошедшие в план-схемы, с расстояниями по маршруту прокладки рукавных линий;


    • места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий пожарными подразделениями.






  • Поэтажные планы включают:



    • планировка этажей;


    • характеристики конструктивных элементов здания;


    • входы и выходы каждого этажа;


    • места расположения межквартирных переходов;


    • стационарные пожарные лестницы;


    • количество мест для размещения людей в каждом помещении и места нахождения обслуживающего персонала.






  • Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием их названий на сноске.




В КТП, для детских учреждений, спальные комнаты, где размещены дети в ночное время, выделяют красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, поступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких карточек по диагонали, справа на лево наносят красную полосу шириной 10-15 мм.



На складские и торговые объекты, кроме общих требований, в карточках тушения пожаров должны содержаться данные о материальных ценностях, способах их хранения и эвакуации, свойствах пожаровзрывоопасных веществ и материалов, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применяемых огнетушащих веществах. На планах зданий соответствующими условными знаками обозначают места хранения опасных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений электрическим током.



В КТП на кабельные туннели необходимо указать кабельный отсек, секцию; порядок включения стационарных установок пожаротушения; мероприятия по созданию безопасных условий для работы персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (подключить заземляющие устройства, выдать диэлектрические боты и перчатки); порядок выдачи письменного допуска на тушение пожара первому РТП, в графической части КТП должен быть представлен план кабельного отсека с нанесением входов и люков, секционных перегородок, стационарной установки пожаротушения, ответвления кабелей в соседние помещения и вентиляционные устройства.



Схема 1.Пример расстановки сил, средств и выбор решающего направления для тушения пожара






РД 34.03.306-93 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНЫХ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

РД  34.03.306-93



УДК 614.84:621.31(083.96)



МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ



АО «ФИРМА  ОРГРЭС»



ИСПОЛНИТЕЛИ



B.C. Зайцева,  А.Н.  Иванов, АС.


 Козлов,  В.М.  Стариков



УТВЕРЖДЕНО



Департаментом Генеральной инспекции по



эксплуатации электростанций и  сетей РАО «ЕЭС России»



23.12.93 г.



Начальник Н.Ф.  ГОРЕВ



СОГЛАСОВАНО с  Главным  управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 23.11.93г. №20/2/2018)



Требования данных Методических указаний распространяются на эксплуатационные энергетические предприятия отрасли «электроэнергетика».



В Методических указаниях приведены основные требования по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях РАО «ЕЭС России».



С выходом настоящих Методических указаний утрачивают силу «Методические указания по составлению оперативных планов пожаротушения на энергетических предприятиях Минэнерго СССР.



планы и карточки тушения пожара

РД 34.03.306-88". (М. ХОЗУ Минэнерго СССР, 1988).



1. Общие положения



1.1. Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействия персонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на место пожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимых мер безопасности.



Не допускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местных рекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.



1.2. Оперативные планы тушения пожаров составляются для:



тепловых электростанций независимо от их мощности;



гидроэлектростанций мощностью 20 МВт и выше:



стационарных дизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше:



подстанций 500 кВ и выше;



районных станций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;



резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).



Один экземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка должен находиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой — у начальника смены электростанции.



1.3. На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточки действий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники (графическая часть).



1.4. Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленной отдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее 210х297 мм) и графической части.



1.5. Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВД Российской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждается соответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директором энергетического предприятия.



По запросу территориальной государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации для составления оперативного плана (оперативных карточек) администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологии основного производства.



1.6. При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий и пожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией при пожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.



1.7. Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем за месяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.



1.8. Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:



расширении или реконструкции энергетического предприятия;



выявлении недостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок (учений) или при тушении пожара;



получении указаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации и Управления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;



выявлении недостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраны МВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работниками пожарной безопасности РАО «ЕЭС России».



1.9. При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальника гарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрение и переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трех месяцев.



Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженера или руководителя соответствующего цеха.



1.10. После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара на энергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работника предприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием группового или индивидуального метода обучения на данном объекте.



Начальники смен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы и другой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержание оперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а также технологических и других должностных инструкций.  1.11. Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятиях начальствующего состава гарнизона



пожарной охраны и плановых противопожарных тренировках в соответствии с требованиями «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Минэнерго СССР (М. СПО Союзтехэнерго, 1984).



1.12. Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном (центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работ по тушению пожара.



Допускается хранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но при условии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользования им при пожаре.



Порядок хранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяется соответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.



1.13. При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационных выводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощи персоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарной защиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативных карточек.



2. Требования к текстовой части оперативного плана



2.1. Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристику предприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожара и организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшими пожарными подразделениями, особенности тушения пожара на оборудовании и электроустановках, находящихся под напряжением.



2.2. Текстовая часть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей и пояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персонала при возникновении пожара:



2.2.1. Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия, вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.



2.2.2. Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосов для повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.



2.2.3. Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований для задействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).



2.2.4. Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также при необходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близко расположенного оборудования.



2.2.5. Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимся вне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.



2.2.6. Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования, сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установок пожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.



2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке бланка-допуска на проведение тушения пожара (в том числе на оборудовании, находящимся под напряжением).



2.2.8. Определение порядка выдачи индивидуальных средств  защиты (диэлектрической обуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники и проверки качества этого заземления.



2.2.9. Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.



2.2,10. Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций для руководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.



2.3. Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемых строительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитывать необходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарных подразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткие рекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей и твердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образования взрывоопасных концентраций.



2.4. В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара на технологических установках и электрооборудовании, а также в кабельных сооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала (образец дан в приложении).



В оперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала при пожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данном оборудовании или в помещении.



2.5. Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются для руководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия, диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.



В случае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся в оперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим на режим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.



2.6. Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном плане указываются:



2.6.1. Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядок быстрого их сосредоточения.



2.6.2. Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решений по его тушению и использования специальной пожарной техники.



2.6.3. Рекомендации по оказанию помощи людям, находящимся в задымленных и горящих помещениях, рациональному использованию имеющихся в распоряжении РТП сил и средств для их активного взаимодействия.



2.6.4. Рекомендации РТП, начальнику штаба пожаротушения, начальнику тыла, другим членам штаба по обеспечению требований безопасности.



3. Требования к графической части оперативного плана



3.1. Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлять собой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумаге размером не менее 2х1м, на которую наносятся места расположения основных зданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог, водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.



Допускается вместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульные планшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видных местах для персонала щита управления.



3.2. На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболее оптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основном оборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) в кабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий для определения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.



3.3. При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условия безопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники от падения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей, возможных выбросов горящих веществ и т.п.



3.4. На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники, находящейся в резерве.



3.5. Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия на план-схеме раскрашивать в различные цвета.



3.6. План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться и утверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.



3.7. При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннего противопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы и поэтажные планы зданий и сооружений.



Приложение



ОПЕРАТИВНАЯ КАРТОЧКА № 6



(примерная форма)



Лицевая сторона карточки



Кабельный отсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.



Объем —290 м3.



Пожарная сигнализация типа «Алмаз» (ППКП), в отсеке 8 извещателей ДИП-9.



Стационарная установка пожаротушения распыленной водой. Оросителей ДВМ-10 — 20 шт.



Узел управления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.



Дистанционное управление на БЩУ (панель № 24).



Действия при пожаре



1. Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямой телефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской — 8-01), а также оповещения персонала, а именно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связи начальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарных формирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаре диспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.



2. Проверить включение в работу автоматической установки пожаротушения (панель № 14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).



3. При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции по переводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранения собственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаях и к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепей управления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огонь приближается к ним.



Операции по переводу ответственного оборудования в зоне по жара отсека № 6 могут быть (примерно) следующими:



3.1. Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-ю секцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.



3.2. Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).



3.3. Снять оперативный ток (панель №___ ) и т.д.



3.4. Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети, а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.



4. Направить дежурного электромонтера (дежурного обходчика или др.), хорошо знающего расположение подъездных путей, для встречи и сопровождения пожарных подразделений (при наличии oбъектовой пожарной охраны с выездной техникой эти действия могут бытьсамостоятельными, а при наличии пожарно-профилактической группы — входит в ее обязанности).



5. Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала и пожарных подразделений по тушению пожара  (включить стационарные заземляющие устройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.



6. Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшему оперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).



7. Коротко проинформировать РТП о проведенных мероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.



Начальник цеха______________   ___________________



подпись             фамилия, инициалы






Специальные технические условия (СТУ). Противопожарные мероприятия (ППМ). Расчет рисков. Пожарный аудит. Оценка рисков. Декларация пожарной безопастости. —

2. Планы и карточки пожаротушения



План тушения пожара (ПТП) - оперативный документ предварительного планирования, устанавливающий порядок организации тушения развившихся пожаров и спасания людей на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах. Он должен предусматривать: предварительное планирование организации боевых действий подразделений пожарной охраны, прибывших на место пожара и действия персонала объекта, их взаимодействие; рациональную расстановку сил и средств, привлекаемых для тушения пожара; своевременное обеспечение руководителя тушения пожара (РТП) и штаба пожаротушения оперативной и справочной информацией об особенностях объекта, возможного масштаба развития пожара, а также применения средств тушения и обеспечения необходимых мер безопасности.



Планы тушения пожара должны составляться на:



- Предприятия (объекты) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа.



- Предприятия (объекты) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений.



- Предприятия (объекты) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).



- Предприятия (объекты) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.



- Отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.



- Производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м 2 и более.



- Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:



по распиловке древесины-50 тыс.м 3 в год и более;



по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс.т в год и более.



- Предприятия (объекты) транспорта:



автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);



железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);



авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);



водного (морские и речные порты, терминалы);



- Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.



- Общественно-административные здания и сооружения:



административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих;



торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м 2 и более;



гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;



повышенной этажности (более 9 этажей);



культовые сооружения.



- Учебные и детские заведения:



общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования.



детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;



летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.



- Культурно-зрелищные сооружения:



киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;



музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;



дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.



- Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).



- Особо ценные объекты, включенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;



- Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.



- Сельскохозяйственные объекты:



мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;



мельницы производительностью 200 т/сутки и более;



элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;



животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.



- Строящиеся крупные и уникальные объекты.



На объекты не вошедшие в данный перечень и не определенные другими ведомственными документами ПТП разрабатываются по решению начальника территориального УГПС.



Разработке ПТП должен предшествовать глубокий анализ оперативно-тактических особенностей объекта и его противопожарного состояния с прогнозированием места возникновения и развития возможных ситуаций, а также масштабов их последствий, материалы крупных пожаров на аналогичных объектах.



Разработанный ПТП должен быть скорректирован с планом ликвидации аварийных ситуаций объекта для совместного использования при ликвидации пожаров и аварий.



При разработке ПТП на объекты жизнеобеспечения города (района) в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей и участников тушения пожара, а также обеспечение необходимых мер безопасности.



ПТП должен быть оформлен отдельной книгой в жесткой обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210 x 297 мм (А4(М11)) и состоять из текстовой части, графической части и приложений.



Структура и содержание разделов ПТП должны быть строго регламентированы и определятся настоящей инструкцией.



Текстовая часть ПТП должна состоять из следующих основных разделов:



- титульный лист (приложение 4);



- оглавление;



- оперативно-тактическая характеристика объекта;



- прогноз наиболее вероятных мест возникновения и развития пожаров;



- расчет необходимого количества сил и средств;



- организация взаимодействия подразделений ГПС со службами жизнеобеспечения объекта и территориальными службами города (района);



- рекомендации РТП и должностным лицам штаба пожаротушения, требования соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.



В текстовой части разделов ПТП должны быть изложены:



- оперативно-тактическая характеристика объекта;



- пожарная нагрузка в помещениях;



- особенности и прогноз развития пожара;



- противопожарное водоснабжение объекта и прилегающей территории;



- водные данные расчета необходимого количества сил и средств при каждом варианте тушения пожара, порядок и возможное время их сосредоточения;



- рекомендуемые средства тушения.



Дополнительно должны прилагаться конкретные рекомендации РТП, оперативному штабу пожаротушения и тылу на пожаре; инструкции по взаимодействию оперативного штаба со службами жизнеобеспечения объекта, города (района) и другими организациями; основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала объекта при возникновении пожара; необходимые расчетные и справочные материалы, относящиеся к развитию и тушению пожара на данном объекте.



В графической части ПТП должны быть представлены:



- план-схема объекта на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних строений, вариантами рациональной расстановки пожарной техники, а также с указанием всех водоисточников;



- поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы основных зданий и сооружений объекта, с нанесением дорог и проездов;



- схема для начальника тыла по расстановке пожарной техники на водоисточники (с указанием подачи возможного количества технических приборов тушения, схемы подачи воды в перекачку или подвоза ее с удаленных водоисточников);



- схемы организации связи на пожаре.



30. На плане-схеме выделенными контурами показывают: объект возможного пожара, прилегающие здания (открытые технологические установки, сооружения) с указанием степени огнестойкости и разрывов; наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, их объем и расстояния по маршрутам прокладки рукавных линий; обозначают расстановку пожарных автомобилей, прибывающих на объект по установленному номеру (рангу) пожара.



На поэтажных планах, показывают места расположения средств пожаротушения: внутренних пожарных кранов, узлов управления спринклерной системой, насосных станций, стационарных установок газового и пенного тушения, вентиляционных агрегатов противодымной защиты и местных электрощитов управления ими, места отключения электроэнергии, установки задвижек на внутреннем противопожарном водопроводе, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений в коридоры, фойе, вестибюли и пути движения по ним до выхода на лестничную клетку или непосредственно наружу, указывается месторасположения: основного технологического оборудования (с указанием его основных технических характеристик и параметров работы); прямых и обратных технологических потоков (с указанием их условных сечений, производительности и параметров работы), межблочной отсекающей запорной арматуры (с указанием ее типа, исполнения, быстродействия); систем противопожарной защиты (с указанием их основных характеристик); приведенный радиус зон интенсивности воздействия ударной волны при взрыве; места возможного образования пожаровзрывоопасной среды; участки возможных аварий и их причины; вероятные источники зажигания; пути распространения огня при пожаре; предусмотренные проектом меры защиты участков, узлов и аппаратов от пожара и взрыва.



Графическая часть ПТП должна выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре как рабочий материал НШ) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4(М11) с размером не менее 210 х 297 мм. Рекомендуемые форматы: генеральный план - А3(М12), поэтажные планировки и разрезы - А4(М11) - А3(М12). Допускается для крупных и сложных в оперативном отношении объектов увеличивать размер до 594 x 420 мм формат А1(М24).



Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М1:50 - М1:200.



Все материалы графической части и рекомендации участникам тушения пожара должны быть защищены от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата плана тушения пожара.



Рекомендации (инструкции) для должностных лиц необходимо оформлять в двух экземплярах: один находится в составе плана тушения пожара, а второй выдается каждому должностному лицу для руководства в процессе тушения пожара.



В качестве приложений к ПТП должны прикладываться расчетные и справочные материалы для начальника оперативного штаба пожаротушения и других должностных лиц ГПС. Например, схема организации связи на сложном объекте; схема с указанием количества стволов (ручных и стационарных), которые можно ввести от автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках, с учетом работы от одного автомобиля нескольких отделений, схемы расстановки и организации по эффективному использованию автолестниц и коленчатых автоподъемников; схемы организации работы заправочного пункта у водоема и снабжение водой работающих от подвозной воды автомобилей; схемы организации использования вспомогательной техники и т.д.



Карточка тушения пожара (КТП) - документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара.



Карточка тушения пожара составляются на объекты не вошедшие в перечень объектов на которые составляются планы пожаротушения, а также на технологические установки; электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала, кабельные отсеки энергообъектов; на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности, а также на населенные пункты в сельских районах.



По решению руководителей подразделений ГПС, КТП могут быть составлены на объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении.



КТП должны размещаться на установленных типографских бланках единого формата 150 х 200 мм, разработанных в гарнизонах пожарной охраны.



Титульный лист КТП выполняется чертежным шрифтом, прописными буквами высотой 8-12 мм.



КТП должна содержать информацию об объекте, которая разрабатывается в виде таблицы.



В КТП должен быть определен порядок взаимодействия подразделений ГПС с обслуживающим персоналом объекта.



В графическую часть КТП входят общая схема объекта и поэтажные планировки. Их выполняют обязательно в масштабе от 1:200 до 1:500, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черчения и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб должен соответствовать размеру карточки.


При значительных размерах зданий поэтажные планировки рекомендуется выполнять в масштабе развернутого вкладыша размером 200 х 300 мм. Графическая часть должна быть наглядной и не загроможденной второстепенными элементами.



На схеме объекта показывают: выделенные контуры объекта; прилегающие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости; ближайшие улицы и подъезды к объекту; водоисточники, вошедшие в план-схемы, с расстояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий пожарными подразделениями.



На поэтажных планах должны быть представлены: планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы и выходы, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием их названий на сноске.



В КТП, для детских учреждений, спальные комнаты, где размещены дети в ночное время, выделяют красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, поступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких карточек по диагонали, справа на лево наносят красную полосу шириной 10-15 мм.



На складские и торговые объекты, кроме общих требований, в карточках тушения пожаров должны содержаться данные о материальных ценностях, способах их хранения и эвакуации, свойствах пожаровзрывоопасных веществ и материалов, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применяемых огнетушащих веществах. На планах зданий соответствующими условными знаками обозначают места хранения опасных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений электрическим током.



В КТП на кабельные туннели необходимо указать кабельный отсек, секцию; порядок включения стационарных установок пожаротушения; мероприятия по созданию безопасных условий для работы персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (подключить заземляющие устройства, выдать диэлектрические боты и перчатки); порядок выдачи письменного допуска на тушение пожара первому РТП, в графической части КТП должен быть представлен план кабельного отсека с нанесением входов и люков, секционных перегородок, стационарной установки пожаротушения, ответвления кабелей в соседние помещения и вентиляционные устройства.







Комментариев нет:

Отправить комментарий