test

Девочки зонтики

среда, 13 марта 2013 г.

игры с обручами эйлера

игры с обручами эйлера

игры с обручами эйлера



Использование логических задач на уроках математики в начальной школе | реферат

Использование логических задач на уроках математики в начальной школе - реферат



Содержание



Введение 2



Глава I. Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе 5



1.1 Логико-психологические проблемы начальной математики как учебного предмета 5



1.2 Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе 8



2.1 Интегрированное обучение и развитие мышления в простой игре 14



2.2 Организация различных форм работы с логическими задачами 24



Заключение 27



Список используемой литературы 29



Приложение 1 30



Приложение 2. 32



Введение



Данная работа посвящена теоретическим и практическим аспектам внедрения в начальный школьный курс математики логических задач.



Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами.



Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)



Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика.



Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.



Кроме того, решение нестандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. В этом отношении весьма характерен следующий пример. Крупнейший математик современности, создатель московской математической школы, академик Николай Николаевич



Лузин, будучи гимназистом, получал по математике сплошные двойки. Учитель прямо сказал родителям Н.Н. Лузина, что их сын в математике безнадежен, что он туп и что вряд ли он сможет учиться в гимназии.


Родители наняли репетитора, с помощью которого мальчик еле-еле перешел в следующий класс.



Однако репетитор этот оказался человеком умным и проницательным. Он заметил невероятную вещь: мальчик не умел решать простые, примитивные задачи, но у него иногда вдруг получались задачи нестандартные, гораздо более сложные и трудные. Он воспользовался этим и сумел заинтересовать математикой этого, казалось бы, бездарного мальчика.


Благодаря такому творческому подходу педагога из мальчика впоследствии вышел ученый с мировым именем, не только много сделавший для математики, но и создавший крупнейшую советскую математическую школу.



Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.



Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей прекрасной книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач.


Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы- загадки".



Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними…



Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями" ([11], с.



Вот одна из задач, которые дети решали в школе Сухомлинского: "С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого



"пассажира" в отдельности. Можно делать сколько угодно рейсов. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы всё обошлось благополучно?"



Интересно, что задача о волке, козе и капусте подробно проанализирована в книге немецкого ученого А. Ноумана "Принять решение - но как?", где в популярной форме изложены основы теории принятия решений. В книге приведена картинка, на которой изображены волк, коза и капуста на берегу реки, а также графическая схема решения задачи, отражающая состояния



"пассажиров" на обоих берегах, а также переезды через реку туда и обратно.



Тем самым шуточная задача является первым звеном в построении серьезной математической дисциплины.



Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач не только исследователи в области педагогики и психологии, но и математики- методисты. Поэтому при написании работы использовалась специализированная литература как первого, так и второго направления.



Данная работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе, во второй – практико-методологические аспекты такого использования. В приложениях к работе приведены условия конкретных логических задач, взятых из различных источников.



Глава I. Теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в н.






Методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) на тему: Методическое пособие «Логическое развитие детей дошкольного возраста» | Социальная сеть работников образования

Методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) на тему:



Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики классов уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.


Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.


Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.



Данная работа состоит :



- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;



Скачать:



Предварительный просмотр:



Методическое пособие «Логическое развитие детей дошкольного возраста»



Введение



Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики классов уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.



Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.



Актуальность :



    обобщение, систематизация и апробация методов и приёмов развития логического мышления; подготовка дошкольников к усвоению математических знаний; формирование умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.



Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, измерять, но и рассуждать. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторыми чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.



Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. На основе наглядно – действенной формы мышления начинается складываться наглядно – образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.



Данная работа состоит :



- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;



- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).



Ведущая педагогическая идея. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.



Технология



Цель. создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.



Задачи:



    развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развитие интеллектуальных способностей.



Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий. стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.



    в группах созданы математические уголки, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток. развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. формирование речи как средства общения. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как «Скажи наоборот»; «Назови одним слово»; «Часть – целое»; «Логические концовки»; «Сравни».



Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.



На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики. Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций рекомендуются проводит такие игры, как. «Отгадай-ка»; «Магазин»; «Отвечай поскорей»; «Назови три предмета»; «Сложи фигуры»; «Что лишнее и почему» и др.



На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов. Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным. Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”. Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать. Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода. Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность. К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.



СРЕДНЯЯ ГРУППА



Программные задачи






<br /> Наша методическая работа / Главная / <br /><br /><br /> Детский дом "Солнышко"<br />

Заголько Валентина Александровна. воспитатель I квалификационной категории, для развития познавательной активности детей, любознательности, умственных способностей и речи использует технологию «Сказочные лабиринты игры», основанную на играх Воскобовича.



Особенности игровой технологии



«Сказочные лабиринты фиолетового леса»



Игровое обучение. Несомненным достоинством игры является сказка, которая ее дополняет. Она заставляет ребенка содействовать и сопереживать героям и событиям. В процессе игры дети учатся целеполаганию, планированию собственной деятельности, умению анализировать результаты; развивается воображение, символическая функция сознания.



Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. А иногда и ученики начальной школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.



Многофункциональность развивающих игр . С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.



Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение игровой задачи. Такая вариативность достигается конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.



Творческий потенциал каждой игры. «Сказочные игры фиолетового леса» дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.



Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющую радость».



Задачи технологии



1) Формирование субъектной позиции дошкольника.



2) Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.



3) Развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления.



4) Сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.



Формы организации детской деятельности



Логико-математические игры



Эту игру характеризует единый динамичный сюжет с логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи. Логико-математические игры можно проводить и в виде викторины.



Интегрированные игровые занятия



Интеграции поддаются следующие виды деятельности: развивающие игры плюс математика и экологическое образование, развивающие игры плюс развитие речи и математика, развивающие игры плюс математика и предметный мир и многое другое. Ребенка необходимо побуждать к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучать, таким образом, к самостоятельности.



Совместная игровая деятельность



Она необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действия, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.



Самостоятельная игровая деятельность



В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.



Ласман Татьяна Августовна. воспитатель I квалификационной категории, использует в своей педагогической деятельности круги Эйлера для обучения дошкольников классификации предметов.



Развивающие игры



на основе кругов Эйлера

Круги́ Э́йлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Изобретены Леонардом Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях.





Задачи педагогической работы с кругами Эйлера:








Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Детский сад

Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 50.


Конспект занятия



Автором представлен опыт работы по элементарному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру. Раскрыта система работы по данному направлению, которая органично сочетается с задачами по развитию умственных способностей.



Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.



Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна.


Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.



Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.



Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.



Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.



Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.



Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.



Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.



Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.


Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.



Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.



На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.



На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.



Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.



Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.



Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.



Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.



Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.



Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.



Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.



К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.



Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.



Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.



Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.



Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.



Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.



Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



Цель: Учить детей подбирать видовые понятия к родовому и наоборот.



Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий. Продолжать работу над умением рассуждать; развивать внимание, мышления, наблюдательность.


Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу, помогать своим товарищам в трудностях.



Материал:





  • Демонстрационный: макеты планет, луны, звезд, развешенные на потолке; ракета, атрибуты для игры в космос; фонарик, лабиринты, модели логического древа, круги Эйлера, иллюстрация “Найди 10 отличий”, мел, указка.


  • Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, модели с условным обозначением человека, геометрические фигуры; разрезные иллюстрации.




Ход: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, Давайте поздороваемся.



– А теперь отважный экипаж звездолета “Любознательных мыслителей” к космическому полету, стройся. (Воспитатель – предполагаемый начальник полета, у него на голове фуражка. Начальник полета отдает команду. Дети надевают атрибуты).



Капитан (кто-то из детей): Экипаж “Любознательных мыслителей” к космическому полету готов. Разрешите отправляться.



Начальник полета: К космическому путешествию отправляться разрешаю. Счастливого пути!



Капитан: Экипажу занять свои места. (Дети садятся в ракету, которая построена из большого строительного материала). 5,4,3,2,1 – пуск. (Выключается свет, играет космическая музыка группы “Спейс”.)



Капитан фонариком находит планеты, комментирует это:





  • Внимание, слева от борта гигантская планета Юпитер. Она вторая планета по яркости после Венеры. Юпитер оранжевого цвета.


  • Внимание, слева от борта самая яркая и красивая планета Венера. Она названа в честь богини любви.


  • Внимание, следующая планета Марс. Радист передайте привет марсианам.


  • Внимание, вижу планету Сатурн. Полюбуйтесь на великолепие его колец. В телескоп заметно, что шар Сатурна сильно сплюснут.


  • Внимание, перед нами Луна. На Луне видны лунные кратеры.




Слышится громкий стук, фонарик бегает из стороны в сторону.



Капитан: Ракета столкнулась с непонятным предметом, падает давление. Произошла вынужденная посадка. (Включается свет, дети встают со своих мест)



Дети: – Где мы? Куда мы попали? Что же нам делать?



(Слышится приятная музыка. Появляется воспитатель в костюме звезды)



игры с обручами эйлера

Звезда: Не волнуйтесь, ребята, я волшебная звезда и помогу вам в вашем путешествии. Помогу узнать, куда вы попали и вернуться домой. Но вы трудностей не боитесь? (Нет).


Тогда в путь. По лунной карте мы найдем выход. (Воспитатель показывает цветной лист с ломаной линией красного цвета).



Капитан: Команде разбиться на две группы, чтобы легче было обследовать левые и правые стороны.



Испытания



I. На доске схемы логического древа. Задание для первой группы детей.



– Ребята, необходимо расшифровать модели. Вот эта большая точка будет животные, которые живут в лесу, а вот эти маленькие точки как будут называться?



(С помощью указки дети называют точки: лиса, заяц, волк, белка, медведь, еж)



Задание для второй группы детей:



– А теперь я буду называть маленькие точки, а вы назовете большую точку.



(Свинья, корова, овца, собака, кошка, теленок – это домашние животные)



За правильные ответы команды получают камешки.



Звезда: По лунной карте нам необходимо пройти следующее испытание, и находится оно в этом районе.



II. На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок. Нужно определить, что лишнее и почему.



За правильные ответы дети получают камешки.



Звезда: А теперь наш путь лежит в этом направлении. Но нам опять нужно преодолеть препятствие. Справитесь с ним? (Да).


Тогда вперед.



III. На полу лежат наборы моделей для построения логического древа. Первая команда строит модель “ геометрических фигур”.


Вторая команда модель “Человека”.



Звезда: Молодцы, все команды справились с таким трудным препятствием и получили камешки. Теперь по лунной карте нам выпадает пройти лабиринты. Давайте отправим разведчиков, чтобы они обследовали территорию и помогли нам выйти.


(Команды выбирают по одному ребенку – разведчику).



IV. Конкурс разведчиков.



На двух ватманах нарисованы лабиринты. Разведчики выполняют задание “Пройди быстро лабиринт”.



За успешное выполнение этого задания дети получают камешки.



Звезда: По лунной карте теперь нам надо повернуть сюда. (Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур)



V. Первая команда составляет из геометрических фигур фигуру зайца.



Вторая команда составляет фигуру петрушки.



Звезда: ребята, а сейчас мы с вами должны найти десять отличий на картинке.



(На ватмане нарисована картина, и каждый из детей называет отличие, за что он получает камешек)



VI. Игра “Найди десять отличий”



Звезда: А теперь еще одно испытание. Вам, ребята, надо составить картинку из частей.



VII. Игра “Составь картинку из частей”.



Звезда: Наше путешествие заканчивается. Вы все верно выполнили, и поэтому у вас все получилось. Я очень рада, что вы такие умные и внимательные. А сейчас надо подсчитать камешки и каждой команде найти звезду с такой цифрой, сколько камешков у команды.


Вы сможете прочитать планету, на которой вы были.



(Дети считают камешки, находят звезды с названием “Логика”)



Дети: Страна имеет название Логика.



Звезда: Молодцы, дети. Вы действительно путешествовали по удивительной стране Логике. Сюда могут добраться и выти победителями только смелые, смышленые ребята. И вы доказали, что вы именно такие. За это я помогу вам вернуться в детский сад.


Я вам подарю вот такие звездолеты. (Детям Звезда дарит бумажные звездолеты)



Звезда: До свидания, в добрый путь. (Дети как будто улетают, обыгрывая сюжет со звездолетами.)



Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



Тема: Конкурс смекалистых “Торопись да не ошибись”



Цель: Учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет. Закрепить с детьми порядковый счет, умение работать с геометрическими фигурами. Развивать образное мышление, память, речь.


Воспитывать настойчивость, смекалку и сообразительность.



Материал:





  • Демонстрационный: плакаты – лабиринты, иллюстрация “Найди 10 отличий”, бубен, фишки, загадки – шутки. Призы для детей: бумажные кораблики и космические корабли.


  • Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, карточки с заготовкой: нарисованы кольца пирамидок;




Ход: Ребята, сегодня у нас состоятся соревнования смекалистых и находчивых. Победит в нем тот. кто не будет отвлекаться, быстро и правильно все решит, быстрее других выполнит задание, я буду давать фишку. В конце соревнования каждый из детей подсчитает фишки, и мы узнаем кто победитель.



Воспитатель предлагает детям выбрать фишки двух цветов, в ходе этого образуется две команды. Работа за столами.





  1. Задание: найдите листок, где нарисована пирамидка: необходимо закрасить первое, третье, пятое кольца. Кто это сделает быстро красиво и аккуратно, тот получает фишку.


  2. Задание: дорисовать в пустую клетку нужную фигуру, и объяснить почему.



Воспитатель выслушивает ответы детей, отмечает фишками.

  • Задание: разложите картинки вряд, рассмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее и почему.

    Воспитатель слушает рассуждения ребят, отмечает ответы фишками.


  • Игра – разминка: под музыку или под бубен дети выполняют следующие задания:

    идут шагом, прыгают друг за другом, бегут, прыгают вокруг себя, идут на носочках, бегут врассыпную по залу, маршируют.


  • Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами. Игра “Ванька – Встань-ка”: кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.


  • Игра “Кто быстрей пройдет лабиринт”. По считалке выбирается один ребенок, самый быстрый приносит команде фишку.


  • Задание: найди десять отличий. Сначала отличия называет одна команда, потом другая.


  • 8. Задачи – шутки загадываются по очереди.

    – На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)



    – На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)



    – Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)



    – Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)


  • Игра “Цифры заблудились”


  • Игра “Посчитай на ощупь”




  • Подводится итог конкурса, подсчитываются фишки команды в целом, проводится награждение.



    – Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными. Такие качества нужны тем, кто работает пилотами, летает в космос, они получат призы – космические корабли. А другой команде я подарю корабли, вы будете капитанами.



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в старшей группе



    Тема: Подбор родового понятия к видовым.



    Цель: Продолжать учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия. Продолжать закреплять умения классифицировать понятия по разным основаниям; развивать логическое мышление, воображение, память и наблюдательность. Воспитывать в детях чувство коллектива, умение сопереживать друг другу, желание помочь товарищу при затруднении.



    Материал:





    • Демонстрационный: набор иллюстраций животных: дикие звери, птицы, рыбы, насекомые; картинки к игре “Логический поезд”, игрушки, мяч.


    • Раздаточный: наборы предметных картинок, карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры; листы бумаги, карандаши.




    Ход: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Жужжание). Кто это может жужжать? (Жук, пчела, муха).


    Вы правильно назвали, но это к вам в гости прилетел веселый Карлсон. А почему он жужжит? Правильно, у него есть моторчик.



    – Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть. Давайте поиграем.



    Предлагает игру “Назови одним словом”, в проведении игры использует мяч.



    – Ребята, я хотел посмотреть картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.



    – Поможем Карлсону? (Да)



    Работа с кругами Эйлера. дети делят картинки на две группы: цветы и животные. Группу животные делят на четыре группы: звери, птицы, насекомые, рыбы.



    – А теперь давайте зарисуем схематично все разделенные группы, чтобы Карлсону было понятней. (Воспитатель рисует на доске, дети на листочках).



    – Карлсон благодарит ребят и предлагает поиграть еще.



    Игра “Что лишнее”.



    – Карлсон такой шалун, он специально положил лишнюю карточку и хочет посмотреть какие вы наблюдательные. (Карлсон проверяет, как дети выполнили задание.)



    – А еще Карлсон такой затейник, он очень любит играть. Он говорит, что он самый великий выдумщик и фантазер. Возьмите карточку с геометрической фигурой и найдите с такой же фигурой конверт.


    (Дети по всей группе ищут свои конверты).



    – Затем сами фантазируют и выкладывают фигуры из геометрических фигур, а Карлсон угадывает.



    Карлсон загадывает загадку:



    Братцы в гости снарядились,



    Друг за друга уцепились,



    И помчались в путь далек,



    Лишь оставили дымок.



    – Правильно, ребята, это поезд. И Карлсон предлагает поиграть в игру “Логический поезд”: дети берут по порядку карточки и ставите в вагончики, но вы должны объяснить, почему ставите этот вагончик. Он будет правильно поставлен, если вы правильно объясните, какие признаки объединяют картинки.



    Проводится игра “Логический поезд”.



    Подводится итог занятия, Карлсон благодарит детей за то, как они играли, и дарит им конфетки “Загадка”.



    – Ребята, Карлсону понравилось с вами играть, вы такие молодцы. Он принес вам гостинец с сюрпризом: конфетку вы съедите, а фантики мы соберем, а потом отгадаем загадки, которые на них записаны.



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



    Тема: Подбор родового понятия к видовым.



    Цель: Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и наоборот.



    Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий в форме “Кругов Эйлера”. Познакомить с возможностью сравнения объемов понятий; развитие мышления, внимания.


    Воспитывать умение работать в коллективе.



    Материал:





    • Демонстрационный: карточки с изображением посуды (чайная, кофейная, кухонная) указка, мел, круги Эйлера.


    • Раздаточный: карандаши и бумага. .




    Ход:



    I. Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре круга.





    1. Воспитатель предлагает детям выслушать несколько названий и дать общее название для всего перечисленного. Отвечает ребенок, которому воспитатель бросит мяч. (Например: чашка, ложка, блюдце, тарелка – посуда; юла, мяч, кукла – игрушки; и т.д. )


    2. Воспитатель дает общее название, а дети перечисляют относящиеся к нему понятия. (Цветы – роза, ромашка, тюльпан; и т. д.)




    II. На столе лежит круг с изображением “мышь”. Дети подбирают родовое понятие к видовым. Другой круг с изображением “фартук”.


    Дети к этому понятию подбирают одежду. Третий круг с изображением кастрюли. К этому понятию подбирают посуду. Этот круг делят на три маленьких круга и сортируют на три вида: посуды кухонной, кофейной, столовой.


    Дети сравнивают понятия одного уровня обобщенности и родовые и видовые понятия.



    III.





    1. Проводится дидактическая игра “Что здесь лишнее? Почему?”. Дети дают ответы.


    2. Логическая задача: рассмотри Торопыжку и Фитиля. Чем отличаются Торопыжка и Фитиль? Чем они похожи? Чем будут отличаться домики Торопыжки и Фитиля?




    Дети рассматривают иллюстрацию и дают ответы.



    В конце занятия подводят итог своей работы. Воспитатель говорит, что за активную работу ребята получают гостинец от Торопыжки и Фитиля. Как узнать, кто какую конфету подарил? (Торопыжка – длинную и узкую конфету.


    А Фитиль – маленькую и толстую).



    Ещё конспекты занятий в детском саду:



    Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников "Как у нашего двора нет веселья конца"



    Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр



    Создание единого эколого-развивающего пространства в ДОУ



    Пластилинографика как средство развития тонкой моторики у детей с ЗПР



    Тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры во 2-й младшей группе детского сада



    Организация продуктивной деятельности на занятиях по кнструированию из строительного материала с детьми дошкольного возраста



    | развитие | развитие ребенка | элементарного | элементарно | логического | логические игры | мышления | развитие мышления | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка методиста | Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Детский сад



    Поделится ссылкой Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:






    Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста,детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада<br />детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, Люберцы

    Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 82



    Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



    Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"



    Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.



    Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна.


    Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.



    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.



    Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.



    Овладевая любым способом запоминания. ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания .



    Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.



    Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.



    Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.



    Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.


    Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.



    Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.



    На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.



    На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.



    Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.



    Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.



    Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.



    Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.



    Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.



    Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.



    Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.



    К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.



    Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.



    Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.



    Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.



    Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.



    Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



    Цель: Учить детей подбирать видовые понятия к родовому и наоборот.



    Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий. Продолжать работу над умением рассуждать; развивать внимание, мышления, наблюдательность.


    Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу, помогать своим товарищам в трудностях.



    Материал:





    • Демонстрационный: макеты планет, луны, звезд, развешенные на потолке; ракета, атрибуты для игры в космос; фонарик, лабиринты, модели логического древа, круги Эйлера, иллюстрация “Найди 10 отличий”, мел, указка.


    • Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, модели с условным обозначением человека, геометрические фигуры; разрезные иллюстрации.




    Ход: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, Давайте поздороваемся.



    – А теперь отважный экипаж звездолета “Любознательных мыслителей” к космическому полету, стройся. (Воспитатель – предполагаемый начальник полета, у него на голове фуражка. Начальник полета отдает команду. Дети надевают атрибуты).



    Капитан (кто-то из детей): Экипаж “Любознательных мыслителей” к космическому полету готов. Разрешите отправляться.



    Начальник полета: К космическому путешествию отправляться разрешаю. Счастливого пути!



    Капитан: Экипажу занять свои места. (Дети садятся в ракету, которая построена из большого строительного материала). 5,4,3,2,1 – пуск. (Выключается свет, играет космическая музыка группы “Спейс”.)



    Капитан фонариком находит планеты, комментирует это:





    • Внимание, слева от борта гигантская планета Юпитер. Она вторая планета по яркости после Венеры. Юпитер оранжевого цвета.


    • Внимание, слева от борта самая яркая и красивая планета Венера. Она названа в честь богини любви.


    • Внимание, следующая планета Марс. Радист передайте привет марсианам.


    • Внимание, вижу планету Сатурн. Полюбуйтесь на великолепие его колец. В телескоп заметно, что шар Сатурна сильно сплюснут.


    • игры с обручами эйлера
    • Внимание, перед нами Луна. На Луне видны лунные кратеры.




    Слышится громкий стук, фонарик бегает из стороны в сторону.



    Капитан: Ракета столкнулась с непонятным предметом, падает давление. Произошла вынужденная посадка. (Включается свет, дети встают со своих мест)



    Дети: – Где мы? Куда мы попали? Что же нам делать?



    (Слышится приятная музыка. Появляется воспитатель в костюме звезды)



    Звезда: Не волнуйтесь, ребята, я волшебная звезда и помогу вам в вашем путешествии. Помогу узнать, куда вы попали и вернуться домой. Но вы трудностей не боитесь? (Нет). Тогда в путь.


    По лунной карте мы найдем выход. (Воспитатель показывает цветной лист с ломаной линией красного цвета).



    Капитан: Команде разбиться на две группы, чтобы легче было обследовать левые и правые стороны.



    Испытания



    I. На доске схемы логического древа. Задание для первой группы детей.



    – Ребята, необходимо расшифровать модели. Вот эта большая точка будет животные, которые живут в лесу, а вот эти маленькие точки как будут называться?



    (С помощью указки дети называют точки: лиса, заяц, волк, белка, медведь, еж)



    Задание для второй группы детей:



    – А теперь я буду называть маленькие точки, а вы назовете большую точку.



    (Свинья, корова, овца, собака, кошка, теленок – это домашние животные)



    За правильные ответы команды получают камешки.



    Звезда: По лунной карте нам необходимо пройти следующее испытание, и находится оно в этом районе.



    II. На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок. Нужно определить, что лишнее и почему.



    За правильные ответы дети получают камешки.



    Звезда: А теперь наш путь лежит в этом направлении. Но нам опять нужно преодолеть препятствие. Справитесь с ним? (Да).


    Тогда вперед.



    III. На полу лежат наборы моделей для построения логического древа. Первая команда строит модель “ геометрических фигур”.


    Вторая команда модель “Человека”.



    Звезда: Молодцы, все команды справились с таким трудным препятствием и получили камешки. Теперь по лунной карте нам выпадает пройти лабиринты. Давайте отправим разведчиков, чтобы они обследовали территорию и помогли нам выйти.


    (Команды выбирают по одному ребенку – разведчику).



    IV. Конкурс разведчиков.



    На двух ватманах нарисованы лабиринты. Разведчики выполняют задание “Пройди быстро лабиринт”.



    За успешное выполнение этого задания дети получают камешки.



    Звезда: По лунной карте теперь нам надо повернуть сюда. (Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур)



    V. Первая команда составляет из геометрических фигур фигуру зайца.



    Вторая команда составляет фигуру петрушки.



    Звезда: ребята, а сейчас мы с вами должны найти десять отличий на картинке.



    (На ватмане нарисована картина, и каждый из детей называет отличие, за что он получает камешек)



    VI. Игра “Найди десять отличий”



    Звезда: А теперь еще одно испытание. Вам, ребята, надо составить картинку из частей.



    VII. Игра “Составь картинку из частей”.



    Звезда: Наше путешествие заканчивается. Вы все верно выполнили, и поэтому у вас все получилось. Я очень рада, что вы такие умные и внимательные.


    А сейчас надо подсчитать камешки и каждой команде найти звезду с такой цифрой, сколько камешков у команды. Вы сможете прочитать планету, на которой вы были.



    (Дети считают камешки, находят звезды с названием “Логика”)



    Дети: Страна имеет название Логика.



    Звезда: Молодцы, дети. Вы действительно путешествовали по удивительной стране Логике. Сюда могут добраться и выти победителями только смелые, смышленые ребята.


    И вы доказали, что вы именно такие. За это я помогу вам вернуться в детский сад. Я вам подарю вот такие звездолеты. (Детям Звезда дарит бумажные звездолеты)



    Звезда: До свидания, в добрый путь. (Дети как будто улетают, обыгрывая сюжет со звездолетами.)



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



    Тема: Конкурс смекалистых “Торопись да не ошибись”



    Цель: Учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет. Закрепить с детьми порядковый счет, умение работать с геометрическими фигурами. Развивать образное мышление, память, речь.


    Воспитывать настойчивость, смекалку и сообразительность.



    Материал:





    • Демонстрационный: плакаты – лабиринты, иллюстрация “Найди 10 отличий”, бубен, фишки, загадки – шутки. Призы для детей: бумажные кораблики и космические корабли.


    • Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, карточки с заготовкой: нарисованы кольца пирамидок;




    Ход: Ребята, сегодня у нас состоятся соревнования смекалистых и находчивых. Победит в нем тот. кто не будет отвлекаться, быстро и правильно все решит, быстрее других выполнит задание, я буду давать фишку. В конце соревнования каждый из детей подсчитает фишки, и мы узнаем кто победитель.



    Воспитатель предлагает детям выбрать фишки двух цветов, в ходе этого образуется две команды. Работа за столами.





    1. Задание: найдите листок, где нарисована пирамидка: необходимо закрасить первое, третье, пятое кольца. Кто это сделает быстро красиво и аккуратно, тот получает фишку.


    2. Задание: дорисовать в пустую клетку нужную фигуру, и объяснить почему.



    Воспитатель выслушивает ответы детей, отмечает фишками.

  • Задание: разложите картинки вряд, рассмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее и почему.

    Воспитатель слушает рассуждения ребят, отмечает ответы фишками.


  • Игра – разминка: под музыку или под бубен дети выполняют следующие задания:

    идут шагом, прыгают друг за другом, бегут, прыгают вокруг себя, идут на носочках, бегут врассыпную по залу, маршируют.


  • Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами. Игра “Ванька – Встань-ка”: кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.


  • Игра “Кто быстрей пройдет лабиринт”. По считалке выбирается один ребенок, самый быстрый приносит команде фишку.


  • Задание: найди десять отличий. Сначала отличия называет одна команда, потом другая.


  • 8. Задачи – шутки загадываются по очереди.

    – На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)



    – На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)



    – Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)



    – Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)


  • Игра “Цифры заблудились”


  • Игра “Посчитай на ощупь”




  • Подводится итог конкурса, подсчитываются фишки команды в целом, проводится награждение.



    – Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными. Такие качества нужны тем, кто работает пилотами, летает в космос, они получат призы – космические корабли. А другой команде я подарю корабли, вы будете капитанами.



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в старшей группе



    Тема: Подбор родового понятия к видовым.



    Цель: Продолжать учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия. Продолжать закреплять умения классифицировать понятия по разным основаниям; развивать логическое мышление, воображение, память и наблюдательность. Воспитывать в детях чувство коллектива, умение сопереживать друг другу, желание помочь товарищу при затруднении.



    Материал:





    • Демонстрационный: набор иллюстраций животных: дикие звери, птицы, рыбы, насекомые; картинки к игре “Логический поезд”, игрушки, мяч.


    • Раздаточный: наборы предметных картинок, карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры; листы бумаги, карандаши.




    Ход: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Жужжание). Кто это может жужжать? (Жук, пчела, муха). Вы правильно назвали, но это к вам в гости прилетел веселый Карлсон.


    А почему он жужжит? Правильно, у него есть моторчик.



    – Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть. Давайте поиграем.



    Предлагает игру “Назови одним словом”, в проведении игры использует мяч.



    – Ребята, я хотел посмотреть картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.



    – Поможем Карлсону? (Да)



    Работа с кругами Эйлера. дети делят картинки на две группы: цветы и животные. Группу животные делят на четыре группы: звери, птицы, насекомые, рыбы.



    – А теперь давайте зарисуем схематично все разделенные группы, чтобы Карлсону было понятней. (Воспитатель рисует на доске, дети на листочках).



    – Карлсон благодарит ребят и предлагает поиграть еще.



    Игра “Что лишнее”.



    – Карлсон такой шалун, он специально положил лишнюю карточку и хочет посмотреть какие вы наблюдательные. (Карлсон проверяет, как дети выполнили задание.)



    – А еще Карлсон такой затейник, он очень любит играть. Он говорит, что он самый великий выдумщик и фантазер. Возьмите карточку с геометрической фигурой и найдите с такой же фигурой конверт.


    (Дети по всей группе ищут свои конверты).



    – Затем сами фантазируют и выкладывают фигуры из геометрических фигур, а Карлсон угадывает.



    Карлсон загадывает загадку:



    Братцы в гости снарядились,



    Друг за друга уцепились,



    И помчались в путь далек,



    Лишь оставили дымок.



    – Правильно, ребята, это поезд. И Карлсон предлагает поиграть в игру “Логический поезд”: дети берут по порядку карточки и ставите в вагончики, но вы должны объяснить, почему ставите этот вагончик. Он будет правильно поставлен, если вы правильно объясните, какие признаки объединяют картинки.



    Проводится игра “Логический поезд”.



    Подводится итог занятия, Карлсон благодарит детей за то, как они играли, и дарит им конфетки “Загадка”.



    – Ребята, Карлсону понравилось с вами играть, вы такие молодцы. Он принес вам гостинец с сюрпризом: конфетку вы съедите, а фантики мы соберем, а потом отгадаем загадки, которые на них записаны.



    Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе



    Тема: Подбор родового понятия к видовым.



    Цель: Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и наоборот.



    Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий в форме “Кругов Эйлера”. Познакомить с возможностью сравнения объемов понятий; развитие мышления, внимания.


    Воспитывать умение работать в коллективе.



    Материал:





    • Демонстрационный: карточки с изображением посуды (чайная, кофейная, кухонная) указка, мел, круги Эйлера.


    • Раздаточный: карандаши и бумага. .




    Ход:



    I. Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре круга.





    1. Воспитатель предлагает детям выслушать несколько названий и дать общее название для всего перечисленного. Отвечает ребенок, которому воспитатель бросит мяч. (Например: чашка, ложка, блюдце, тарелка – посуда; юла, мяч, кукла – игрушки; и т.д. )


    2. Воспитатель дает общее название, а дети перечисляют относящиеся к нему понятия. (Цветы – роза, ромашка, тюльпан; и т. д.)




    II. На столе лежит круг с изображением “мышь”. Дети подбирают родовое понятие к видовым. Другой круг с изображением “фартук”. Дети к этому понятию подбирают одежду.


    Третий круг с изображением кастрюли. К этому понятию подбирают посуду. Этот круг делят на три маленьких круга и сортируют на три вида: посуды кухонной, кофейной, столовой.


    Дети сравнивают понятия одного уровня обобщенности и родовые и видовые понятия.



    III.





    1. Проводится дидактическая игра “Что здесь лишнее? Почему?”. Дети дают ответы.


    2. Логическая задача: рассмотри Торопыжку и Фитиля. Чем отличаются Торопыжка и Фитиль? Чем они похожи? Чем будут отличаться домики Торопыжки и Фитиля?




    Дети рассматривают иллюстрацию и дают ответы.



    В конце занятия подводят итог своей работы. Воспитатель говорит, что за активную работу ребята получают гостинец от Торопыжки и Фитиля. Как узнать, кто какую конфету подарил?


    (Торопыжка – длинную и узкую конфету. А Фитиль – маленькую и толстую).



    Конспекты занятий в детском саду:



    Конспект открытого занятия в старшей группе "Ознакомление с окружающим". Тема: "Большое путешествие в Африку". Детский сад 82



    Использование наглядных средств для развития сенсорных возможностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Детский сад 82



    Интеграция изобразительной деятельности с другими видами деятельности музейной педагогики: "Обереги своими руками". Детский сад 82



    Руководство по сказкотерапии "Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека". Детский сад 82



    Организация положительной мотивации деятельности дошкольников как средство более "мягкой" адаптации при переходе в начальную школу и формирование у первоклассников цели и содержания, мотивов учебной деятельности. Детский сад 82



    Конспект физкультурного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие в Страну Здоровья". Детский сад 82



    Поделится ссылкой Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 82 с друзьями в:







    Комментариев нет:

    Отправить комментарий