test

Девочки зонтики

вторник, 12 марта 2013 г.

карточки имя существительное

карточки имя существительное

карточки имя существительное



Имя существительное в русском языке — Википедия

Содержание



Категории



Русскому существительному присущи словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевлённости/неодушевлённости и личности.



Число



Грамматическая категория числа является у имён существительных словоизменительной и строится как противопоставление двух рядов форм — единственного и множественного числа. Присущие древнерусскому языку особые формы двойственного числа в современном русском языке не сохранились, имеются лишь остаточные явления (формы множественного числа названий парных предметов: берега. бока.


уши. плечи. колени ; формы существительных час.


ряд. шаг в сочетаниях типа два часа́ ).



У названий исчисляемых предметов и явлений форма единственного числа обозначает единичность, множественного числа — количество более одного: стол  — мн. ч. столы. день  — мн. ч. дни. дерево  — мн. ч. деревья.


гроза  — мн. ч. грозы. Существительные с абстрактным, собирательным, вещественным значениями относятся к singularia tantum. толщина.


баловство. зверьё. молоко. либо к pluralia tantum.


хлопоты. финансы. духи́. консервы .



В тех случаях, когда у слов singularia tantum возможно образование форм множественного числа, такому образованию обязательно сопутствуют те или иные семантические осложнения: ср. «видовое множественно» типа вино  — мн. ч. ви́на. красота  — красо́ты. «эмфатическое множественное» при обозначении большого количества типа вода  — мн. ч. во́ды. снег — снега́ и т. д.



Число существительных выражается также синтаксически  — числовой формой согласуемого или координируемого слова или числительным: новая книга  — мн. ч. новые книги. Студент читает/читал  — мн. ч. Студенты читают/читали. У несклоняемых существительных и существительных pluralia tantum. обозначающих исчисляемые предметы, синтаксический способ выражения числа является единственным: новое пальто.


одно пальто — мн. ч. новые пальто, три пальто; одни ножницы — мн. ч. двое ножниц, одни сутки — мн. ч. четверо/несколько/много суток.



Падеж



Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. Словоизменительная морфологическая категория падежа строится как противопоставление шести основных рядов форм и пяти дополнительных, различающихся флексиями. причём флексии существительных выражают одновременно падежное значение и значение числа. У несклоняемых существительных падежные значения выражаются только формами согласуемых или координируемых слов (в предложении являющихся определением либо именным сказуемым ).



Шесть основных падежей:



Кроме них, в русском языке существует:



В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому ; управлять машиной и сидеть в машине.


Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Для косвенных падежей существенно также, какой части речи они синтаксически подчиняются; различаются приглагольное и приименное употребление падежных форм.



Основные значения именительного падежа в предложении:





  • значение субъекта действия или состояния — в слове, выполняющем синтаксическую функцию подлежащего: Мой брат изучает медицину. Книга мне нравится ;


  • значение предикативного определения субъекта — в слове, выполняющем функцию сказуемого: Мой брат  — студент .




В пределах текста (как обособленный член предложения или отдельное предложение), в диалогических репликах именительный падеж используется в функциях:





  • главного члена самостоятельного односоставного (назывного ) предложения: Летнее утро. В воздухе тишина (Чехов);


  • обращения: Какой вы умный, Петя! (Чехов);


  • вводимой темы высказывания: Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать? (Лермонтов);


  • ответной реплики, имеющей целью назвать предмет: Как ваша фамилия? — Иванов. Как называется этот предмет? — Фломастер .




Все эти функции связаны с называнием предмета и с отсутствием синтаксической зависимости существительного от других слов в пределах предложения. Именительный падеж широко применяется также вне текстового окружения как форма, несущая чисто назывную функцию, — например, в словарях, в перечнях (списках) предметов, в надписях, подписях, на этикетках, в заглавиях произведений.





  • принадлежности (в приимённой позиции): рука матери. подарок отца. (взял) карандаш соседа ;


  • прямого объекта:



    • при глаголах с отрицанием (вместо винительного падежа при переходном глаголе): я не читал этой книги. не знаю этих работ ;


    • при некоторых глаголах — и без отрицания: ждать приезда. желать успехов. бояться ответственности. избегать волнений ;


    • при отглагольных существительных со значением действия: чтение книги. уборка снега ;






  • значение субъекта при отглагольных существительных со значением действия или состояния: разговор друзей. выпадение снега ;


  • количественное — в различных случаях обозначения количества предметов, степени проявления признака в предмете, ограниченного объёма вещества или совокупности однородных предметов, а также их полного отсутствия: десять дней. несколько месяцев. он старше сестры на два года. килограмм крупы. стакан молока. купить хлеба. дать воды. настроить домов. нет денег. не сказал ни слова ;


  • определительное значение — в некоторых лексически ограниченных случаях приимённого употребления: мужчина среднего роста. товар первого сорта. страна озёр. человек дела ;


  • временно́е обстоятельственное значение — при назывании даты: Это было пятого мая .






  • значение адресата — лица, для которого осуществляется действие: дать книгу товарищу. послать письмо отцу ;


  • значение субъекта состояния — в безличных предложениях. Брату нравится путешествовать. Мне стыдно, скучно .




Основное значение винительного падежа  — значение прямого объекта, то есть объекта непосредственного приложения действия, состояния: рисовать картину. рубить дрова. знать английский язык. Другие значения:





  • значение субъекта состояния — в безличных предложениях при некоторых глаголах: Больного знобит, лихорадит. Его влекло на север ;


  • значение меры и степени проявления действия, состояния: Пробыл в городе неделю. Отдыхал каждую зиму в горах. весить тонну. стоить рубль .






  • орудия действия: писать карандашом. разрезать хлеб ножом ;


  • прямого объекта — при некоторых глаголах: управлять самолётом. наслаждаться музыкой. заниматься любимым делом. владеть компьютером ;


  • предикативного определения — в функции именного сказуемого: Он будет врачом. Он стал хорошим учителем ;


  • субъектное значение — в пассивной конструкции предложения: Дом строится бригадой рабочих. Проект утверждён комиссией ;


  • обстоятельственные значения:



    • места: ехать полями. идти лесом ;


    • времени: То было раннею весной (А. К. Толстой), Я знал его ребёнком ;


    • образа действия: петь басом. ходить толпой ;


    • меры и степени: говорить о чём-либо целыми днями. закупать картофель мешками ;


    • уточняющего признака — в приимённой позиции: земля, богатая нефтью. высокий ростом .










  • изъяснительное (разновидность объектного значения): рассказывать о прошлом. думать о сыне ;


  • обстоятельственное значение места: Жить в лесу, на даче. хоровой кружок при клубе .




Периферийные падежи используются следующим образом.



Партитив (или «2-й родительный») у существительных вещественного, собирательного и абстрактного значения, как правило, передаёт количественно-ограничительное значение: ср. мало народу. килограмм сахару. чашка чаю .



Локатив (или «2-й предложный») обозначает объект, в пределах которого совершается действие: ср. в лесу водятся зайцы. ребёнок сидит на полу.


она ждала лодку на берегу. он погиб в бою. мы ждём в аэропорту .



Звательный падеж (вокатив ) используется в разговорном языке при обращении, ср. Вань, поди-ка сюда! У некоторых слов сохранились остатки древнего звательного падежа, исторически вытесненного именительным: Боже.


Господи. отче. ср. Чего тебе надобно, старче?


(Пушкин).



Счётная форма и «второй винительный» выступают лишь в особых синтаксических конструкциях (см. ниже).



Род



Категория рода у имён существительных является классифицирующей или не словоизменительной (каждое существительное относится к определённому грамматическому роду) и строится как противопоставление трёх родов — мужского, женского и среднего. Существительные мужского рода семантически определяются как слова, способные обозначать существо мужского пола, существительные женского рода — как слова, способные обозначать существо женского пола, а существительные среднего рода — как слова, не способные указывать на пол. При этом у одушевлённых существительных мужского и женского рода (названий людей и частично — названий животных) связь с обозначением пола — непосредственная (ср. отец и мать.


учитель и учительница. лев и львица ), а у неодушевлённых существительных (частично — также у названий животных) — опосредованная, проявляющаяся как возможность стилистического переосмысления в образе существа соответствующего пола (ср. рябина и дуб в народной песне «Тонкая рябина», а также Дед Мороз. Царевна-лягушка и т. п.). Родовые различия существительных выражены только в единственном числе, поэтому существительные pluralia tantum не принадлежат ни к одному из трёх родов.


Особое место занимают так называемые существительные общего рода, способные обозначать лицо как мужского, так и женского пола и соответственно обладать грамматическими признаками мужского и женского рода (сирота. недотрога. плакса ).



Род существительных выражается как морфологически — системой флексий существительного в единственном числе, так и синтаксически — родовой формой согласуемого или координируемого слова (прилагательного или другого слова, склоняющегося как прилагательное, глагола-сказуемого). Поскольку система флексий единственного числа не у всех словоизменительных типов существительных однозначно указывает на определённый род (так, существительные II склонения могут относиться и к женскому, и к мужскому роду: м. р. слуга. ж. р. прислуга ), последовательно однозначным является синтаксическое выражение рода существительных. У так называемых несклоняемых существительных этот способ выражения рода является единственным (ср. р. недавнее интервью. м. р. длиннохвостый кенгуру и т. п.).



Способностью указывать на пол обладают также формы согласуемых и координируемых слов в сочетании с существительными общего рода (круглый (м. р.) сирота и круглая (ж. р.) сирота ), а также с существительными мужского рода — названиями лиц по профессии, должности (врач. инженер. директор ), которые могут при указании на женский пол лица сочетаться (только в форме именительного падежа) с формами женского рода координируемых и (реже) согласуемых слов: Врач пришла.


У нас новая врач (разговорно).



Одушевлённость/неодушевлённость



Существительные — названия лиц и животных относятся к разряду одушевлённых, все остальные существительные — к разряду неодушевлённых. Собирательные существительные — названия совокупностей, групп людей и животных (народ. толпа.


стая. стадо и т. п.) — принадлежат к неодушевлённым. К одушевлённым существительным относятся покойник. мертвец.


зомби. кукла. ферзь.


валет. туз. Существительные робот.


микроб. вирус испытывают колебания: так, слово робот обычно является одушевлённым в научной фантастике (Астронавигатор поприветствовал робота ), но неодушевлённым, если употребляется в отношении реально существующего оборудования (На заводе установили новый промышленный робот ).



Одушевлённость выражается совпадением формы винительного падежа с формой родительного падежа во множественном числе (у всех одушевлённых существительных) и в единственном числе (только у слов мужского рода I склонения): вижу брата, братьев, сестёр, животных. У неодушевлённых существительных те же формы совпадают с формой именительного падежа: вижу стол, столы, книги, деревья. Одушевлённость/неодушевлённость существительных регулярно выражается также синтаксически — формой винительного падежа согласуемых слов (прилагательных и других слов, склоняющихся как прилагательные, а также — для одушевлённых существительных — числительных полтора. два. оба.


три. четыре и собирательных числительных типа двое. пятеро ): вижу своего брата.


своих братьев. двух/двоих друзей. трёх подруг. пятерых солдат. но: вижу новый дом.


новые дома. Все существительные употребляемые только во множественном числе  — неодушевлённые; единственное исключение — слово Весы в значении знака Зодиака: В конце первого полугодия Весов ждут прекрасные любовные и дружественные отношения.



Согласовательный класс



В соответствии с набором флексий согласуемого слова (прилагательного или другого слова, склоняющегося как прилагательное) существительные делятся на семь согласовательных классов:





  • существительные мужского рода одушевлённые (брат ),


  • мужского рода неодушевлённые (стол ),


  • женского рода одушевлённые (сестра ),


  • женского рода неодушевлённые (книга ),


  • среднего рода одушевлённые (животное ),


  • среднего рода неодушевлённые (окно )


  • pluralia tantum (ножницы ).




Все семь согласовательных классов позволяет выявить, например, такой диагностический контекст: Я вижу больш__ Х, кажд__ из которых по-своему хорош__. Если подставить на место Х указанные выше лексемы, то будет хорошо видно, что все они имеют разные согласовательные модели, то есть разные наборы флексий, используемых согласуемыми с ними словоформами (в примере на месте этих флексий стоит подчёркивание ).



Личность



Личность не имеет у существительных в русском языке особого регулярного (категориального) морфологического выражения. Существительные со значением лица входят в более широкий разряд одушевлённых существительных.



Личность выражается словообразовательно — целым рядом суффиксов существительных:



в том числе — в названиях лиц женского пола, мотивированных существительными мужского рода со значением лица:



К названиям лиц относятся также: все существительные общего рода; существительные мужского рода II склонения (слуга. воевода ), существительные I склонения, имеющие в единственном числе словоизменительный суффикс -ин. а во множественном числе — безударную флексию (гражданин — граждане. крестьянин — крестьяне ).



Склонение существительных



Изменение существительных по числу и падежу называется склонением. В зависимости от набора окончаний (флексий) выделяются 3 основных типа склонения. Внимание. здесь приведена нумерация склонений в научной традиции [1].


В школьной традиции принято называть первое склонение вторым, а второе — первым.





  • I [1] склонение включает существительные мужского рода с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: стол. конь ; среднего рода с флексией -/о/ (орф. и ): окно. поле ; мужского рода с той же флексией: домишко. волчище. подмастерье .


  • II [1] склонение включает существительные женского, мужского и общего рода с флексией -/а/ (орф. и ) в именительном падеже единственного числа: карта. земля. юноша. сирота .


  • III склонение включает



    • существительные женского рода с основой на мягкую согласную или на шипящую и с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: область. ночь. молодёжь и т. п.;


    • существительное мужского рода путь ;


    • существительные среднего рода бремя. время. вымя. знамя. имя. племя. пламя. семя. стремя. темя и дитя .








Согласно другой концепции третье склонение включает только существительные женского рода, а существительные путь. дитя и десять вышеназванных существительных на -мя относятся к особому классу разносклоняемых существительных, не входящих в общую систему склонений и совмещающие в одной парадигме разные типы склонения [2] [3] .



Различие типов склонения наиболее чётко выражено в формах единственного числа.



По происхождению I склонение восходит к индоевропейскому склонению с основой на -о, II склонение — к основам на -а, III склонение — к основам на i, так называемые разносклоняемые существительные, за исключением «путь»  — к основам на согласный (слово же «путь» склоняется так, как склонялись все слова мужского рода древнерусского склонения на -i, перешедшие затем в I склонение).



Единственное число






"Имя существительное"

"Имя существительное"



Тип урока: урок обобщения по теме «Имя существительное».



Цели урока:



1. Обучающая



    Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Имя существительное».



2. Развивающая



    Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения; Развитие внимания, воображения (устное рисование картин), творческого начала личности ребёнка.



3. Воспитательная



Ход урока



1. Организационный момент (Слайд 1)



Проверим готовность к уроку.



Хозяин на уроке – учебник.



Его помощники – тетрадь, ручка.



Так что время не теряем.



И работать начинаем.



2. Сообщение темы и целей урока.



Ребята, сегодня мы заканчиваем говорить об имени существительном. Сегодня мы должны вспомнить и обобщить все то, что изучили про эту часть речи. А еще мы должны выявить лучших знатоков Имени Существительного.



Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд 2)



3. Работа с числом.



Восемнадцатое февраля.



- Чем отличаются две буквы е в слове – восемнадцатое? (В первом случае буква е обозначает один звук, а втором два).



4. Блиц – опрос.



- Ребята, что значит блиц? (Быстрый, молниеносный).



- Что такое существительное? (Часть речи)



- Что обозначает существительное? (Предмет)



- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?)



- Какого рода могут быть существительные? (Мужского, женского, среднего).



- Как изменяются существительные? (По падежам и числам)



- Страна? Это какое существительное? (Нарицательное)



- Россия? А это какое существительное? (Собственное)



- Следовательно, существительные бывают… (Собственными и нарицательными)



- Город? Какое существительное? (Нарицательное)



- Троицк? Какое существительное? (Собственное)



- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? (Кто?)



- А неодушевленные? (Что?)



- Каким членами предложения могут быть имена существительные? (Подлежащим, дополнением, обстоятельством)



- Какого склонения бывают имена существительные? (1, 2, 3 склонения)



- Какие существительные относятся к 1 склонению? (К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я)



- Какие существительные относятся ко 2 склонению? (Ко 2 склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и мужского рода на согласный)



- Какие существительные относятся к 3 склонению? (К 3 склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на согласную с мягким знаком)



- Какие окончания имеют существительные 1 склонения в дательном, предложном падежах? (В дательном и предложном -е)



- А какие же окончания имеют существительные в родительном падеже 1 склонения? (Окончание -и)



- А во 2 склонении? (Во 2 склонении существительные имеют окончание - е)



- В 3 склонении? (В 3 склонении существительные имеют окончания -и).



5. Словарная работа (Слайд 3)



- Продолжаем обобщать наши знания об имени существительном. Для этого один ученик выйдет к доске и выполнит словарную работу.



Реч…нка, т. атр, р…стения, ц…пленок, ш…в, а…лея, со…нце, молодёж…, л…сты, доро…ка, хр…зантема, хок…ей, шу…ка, ж…знь, грач….



6. Синтаксическая разминка.



- Давайте сейчас вспомним о синтаксической роли имени существительного в предложении, выполнив для этого синтаксический разбор предложения.



(Двое учеников получают карточки и работают самостоятельно на местах, выполняя синтаксический разбор предложения).



Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.



(Остальные работают с учителем, выполняя синтаксический разбор предложения).



Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.



(Слайд 4, 5)



7. Игра «Четвертый лишний» (Слайд 6, 7)



- Ребята, проверим, как мы умеем определять грамматические признаки имен существительных. Поиграем в игру «Четвертый лишний».



· Ночь, речь, грач, печь.



· Гараж, рожь. ёж, нож.



· Цыпленок, цирк, цыган, цыпочки.



· Кошка, собака, телефон. черепаха.



· Тучей. врачом, мячом, свечой.



· На встрече, на уроке, на лекции. на батарее.



· Журналы, газеты, цветы, учебник.



· Телевизор, компьютер, стол, бегать.



· Имя, снеговик, солнце, радуга.



- Ребята, как называются существительные такие, например, как имя? (Разносклоняемыми)



- А что о них знаем?



- Давайте проверим, умеем ли мы склонять разносклоняемые существительные. Задание следующее: просклонять разносклоняемые существительные путь и имя. (Слайд 8)



7. Игра «Эстафета». (Физминутка) (Слайд 9)



- Ребята, а теперь давайте проверим наше умение правильного написания окончаний существительного. Для этого нам нужно будет поиграть в эстафету. На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды.


Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.



В иллюстраци…



В тетрад…



В ожидании…



На лекции…



8. Загадка (Слайд 10)



- Ребята, продолжаем обобщать наши знания об имени существительном. Для этого отгадаем загадку.



В Москве говорят, а у нас слышно? (радио)



- У этого существительного есть особенность? Какая? (Оно несклоняемое)



- Какие существительные называются несклоняемыми?



- Как определить род несклоняемых имен существительных?



9. Проверочная работа (Слайд 11)



- А теперь давайте проверим, как мы умеем определять род несклоняемых имен существительных.



( Больш. кенгуру, седьм. авеню, металлическ. шасси, пожарн. депо, интересн. интервью, красив… какаду, известн. кафе, крепк. кофе, сладк. какао, фруктов. желе).



10. Грамматическая сказка



- Ребята, давайте поговорим о суффиксах имени существительного. Послушайте историю, которая произошла с Витей Перестукиным.



Вот какая история произошла с Витей Перестукиным у ворот Страны невыученных уроков.



. Ты кто?



. Ох! Ах!


Ох, ох! Ах, ах!



Витя Перестукин: Я ученик четвёртого класса.



. Имя? Фамилия?



В.П. Перестукин Виктор.



. Ох! Ах!


Увы! Тот! Самый! Ох!


Ах! Увы!



. Сможешь правильно написать слова "ключик" и "замочек"?



Если сможешь, то мы разрешим тебе войти.



. Пиши! (Подаёт мел.)



В.П. Есть же какое-то правило. Кажется, после шипящих



не пишется. Но при чём тут шипящие? Напишу наобум.



. Нельзя! Неуч! Невежда!


Увы! Пиши! Сразу!


Правильно!



В.П. Вспомнил! Если в родительном падеже выпадает гласная,



пишется -ЕК, а если не выпадает, пишется -ИК. Именитель-



ный - замочек, родительный - замочка. Ага! Буква выпала.



Значит, правильно замочЕК (записывает слово). Теперь



совсем легко проверить и "ключик". Именительный - клю-



чик, родительный - ключика. Гласная остаётся на месте.



Значит, надо писать ключИК (записывает слово).



. Чудесно! Прелестно!


Восхитительно! Ура!



- Как видите, Витя Перестукин смог отличить -ИК от -ЕК.



Проверим, получится ли это у вас. Итак, ребят, выполним объяснительный диктант. У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием.


Объясним правописание суффиксов –ИК, -ЕК.



Маленький грибоч…к, тонкий карандаш…к, небольшой кусоч…к, кирпич…к, ореш…к, неглубокий овраж…к, ненастный денёч…к, разноцветный мяч…к, душистый горош…к, кленовый листоч…к, узкий мост…к. (Карточка№1)



11. Повторение правописания суффиксов –ЧИК, -ЩИК.



- Ребята, мы продолжаем с вами обобщать наши знания о имени существительном и его суффиксах. Образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова.


Ответы будем записывать на доске.



1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .



2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .



3. Человек, подписывающийся на газеты, журналы – подписчик.



4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .



5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .



6. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .



– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч. когда –щ ?



– Давайте проверим, правильно ли вы ответили.



Таблица (Слайд 12)






Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя существительное" | Открытый класс

Тип урока.Обобщение и систематизация знаний.



Тема. Обобщение по теме «Имя существительное».



Цель. Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».





  • Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.


  • Закрепить навык работы с текстом.


  • Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.




Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, справочник, наглядный и раздаточный материал.



1. Организационный момент. (1 мин.)



Проверка готовности к уроку русского языка.



Оформление рабочих тетрадей.



2. Постановка цели урока. (1мин.)



Слайд…



- Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное». Сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения по данной теме, т. к. сегодняшний урок является обобщающим.



3. Работа с эпиграфом.(2 мин.)



карточки имя существительное

- Эпиграфом к уроку я взяла слова (карточки вывешены на доску):



«Имя существительное – хлеб языка». Лев Успенский



«Хлеб –имя существительное». М. Алексеев



- Читаем хором… Все ли вам понятно?



- Как вы понимаете данные слова? (ответы учащихся) В каком значении употреблено слово «хлеб»?



(Если учащиеся затрудняются с ответами, вернемся к словам в конце урока).



4. Обобщение и систематизация. (30-35 мин.)



1) Место среди других частей речи.



- Сейчас вы прослушаете сообщение, из которого вы узнаете, какое место среди других частей речи занимает имя существительное.



Сообщение ученика.



К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".



Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".



2) Имя существительное как часть речи.



Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.



- Далее будем говорить о грамматических и морфологических признаках имени существительного, повторим изученные орфографические правила, вспомним о синтаксической роли имени существительного в предложении.



Несколько учащихся получают индивидуальное задание у доски.



Индивидуальное задание № 1



Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:



Липовый легкий лист разметало по тротуарам.



Индивидуальное задание № 2.



Прочитай предложение, запиши его. Найди имя существительное, подчеркни его. Каким членом предложения оно является?



Мерцают далёкие звезды.



Коллективная работа



- Дайте определение имени существительному как части речи, не забудьте привести примеры (правило повторяется 2 раза).



- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным (3-4 ученика).



Проверка индивидуальных заданий у доски.



3) Актуализация грамматического значения имени существительного.



- Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Обратите внимание на слайд, приведите примеры.



Слайд…



живые существа: девочка:



неживые существа: камень:



явления природы: гроза:



признак как предмет: белизна:



действие как предмет: бег, ходьба:



(Если возникают затруднения, то подсказываю…)



- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).



Цель. Закрепление орфографического навыка.



- Сейчас вы выполните словарный диктант, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить:



- склонение имен существительных (3 типа);



- падежи и падежные вопросы.



(1-2 ученика с места проговаривают)



(Слова с «окошечками» заранее записаны на доске и напечатаны на карточках) Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют букву, выполняют задание, остальные работают на карточках.



Карточка № 1



Р…зерв, на д…тал…, в ак…деми…, д…быча, в тр…л…ейбус…, в кафе, кашне, о газ…провод…,шимп…нзе, (не)п…седу, в б…тон…, егозой, врем…н…м.



Резерв (склон. падеж), на детали (склон. падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в академии (склон. падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), добыча (склон, падеж), в троллейбусе (склон. падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.), в кафе (род, особенность), кашне (лекс. знач. род, особенность), о газопроводе (склон. падеж, пад. оконч.),шимпанзе (род, особенность), непоседу (род, СИНОНИМ), в бетоне (склон. падеж, пад. оконч.),егозой (род, падеж), временем (род, склон. падеж).



- Мы повторили основные теоретические сведения об имени существительном.



1. Чтение текста про себя.



Слайд…



Карточка № 2.



Пусть тот бой (не)уп…мянут



В списк… славы з…л…той,



День пр…дет – еще п…встанут



Люди в памят … ж…вой.



(А. Твардовский)



3. Определение темы и идеи текста.



- О чем этот текст? (ВОв)



- Определите основную мысль (идею) текста. ( Еще повстанут люди в памяти живой. Никто не забыт. ничто не забыто).



- Почему именно это четверостишие я взяла для работы на уроке?



4. Работа над художественными образными средствами.



- Найдите эпитет.



- В каком значении употреблены слова «славы золотой»? (Переносное значение). Что значит «золотая» слава? Подберем синонимы (великая, вечная).



- Что значит словосочетание «в памяти живой»? Подберите антоним к слову ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ).



5. Орфографическая работа.



- Найдите слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово. вставляем пропущенную букву.



6. Синтаксический разбор предложения.



Еще повстанут люди в памяти живой.



6) Роль существительных в тексте.



Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажете. (Читаю стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)



Карточка № 3.



А. А. Фет



Шепот, робкое дыханье,



Трели соловья.



Серебро и колыханье



Сонного ручья.



Свет ночной. Ночные тени,



Тени без конца.



Ряд волшебных изменений



Милого лица.



- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).



Какова особенность таких предложений при синтаксическом разборе? (В них содержится только подлежащее).



- Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?



Слайд…






Материал (русский язык, 5 класс) по теме: Карточки по теме " Имя существительное" | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



    Запишите словосочетания в два столбика: в один — со — е после шипящих и ц в корне; в другой — в окончаниях. Обо значьте в словосочетаниях главное слово.



Резать нож..м, ж..лтоватый цветок, розовые щ..ки, ч..рный рюкзак, пять пальц..в, говяжья туш..нка, суп с лапш..й, был за границ..й, натуральный ш..колад, стая скворц..в, щ..тка для одежды, была отличниц..й, ш..рох за окном, гонится за овц..й, ч..рствый хлеб, ш..лковый платок.



2. Запишите имена существительные в родительном падеже во множественном числе.



Репортаж, розыгрыш, саженец, ситец, сторож, танец, вещь, тираж, умелец, уроженец, шалаш, муж.



    Поставьте данные в скобках имена существительные в нуж ном падеже. Запишите.



1. Дорога за березовой (роща) поворачивала налево. 2. Бри гада (врачи) выехала в районы, зараженные эпидемией. 3. Де ти с удовольствием ели бульон с (лапша).


4. Мама резала (нож) овощи для салата. 5. Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).



    Спишите, дописывая окончания. Обозначьте склонение и падеж.



В школьном здани..; написали о Васили. о Мари. о Ли- ди..; позаботиться о своем зрени..; рассказали о планетари..; любовь к Росси..; книги о Германи. о Португали..; подъез жали к границ. Чехи..; встретились на станци.



    Спишите, поставив имя существительное в нужном падеже.



Говорить об (открытие) выставк..; рассказ участницы (экс педиция); встретиться на (лекция); присутствовать на (конфе ренция); видно из (композиция) пьесы; герой (трагедия); от метить в (резолюция); отметили в (постановление); марки из (коллекция).



    Запишите имена существительные в творительном падеже. Обозначьте ударение и выделите окончание.



Бессонница, бич, Воронеж, смерч, водохранилище, пяти классница, школьница, горница, гостиница, престиж, добыча, задача, калач, ковш, колодец, курица, лапша, лестница, луко вица, мельница, мираж, мятеж, страж, парча, пастбище, пей заж, передача, перец, пловец, полотенце, пословица, пропажа, пшеница.



7. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания имён существительных, обозначьте падеж.



Рассказать о (Москва, Новгород, Казань); гулять на (бульвар, площадь, лужайка); кружиться в (пляска, вальс, упоение); возвышаться над (город, деревня, пропасть).



Собраться на (аллея, берег, завод, площадь); выехать из (столица, Воронеж, Рязань).



8. Спишите, дописывая окончание -и или -е. Устно объясните выбор окончания.



Побывать в Воронеж. жить в Сибир. Построиться на площад. на волейбольной площадк. Выловил в проруб. узнал о порубк. леса.



    Спишите. Над существительными с пропущенными оконча ниями обозначьте склонение и падеж.



1. Обычно я поселяюсь на все лето до осен. в деревн. 2. На моторк. переправились на правый берег Тунгуски. 3. В будк. пахло теплым хлебом. 4. На запад. красноватый от блеск еще теплится.


5. Я люблю проснуться на сеновал. 6. Вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на балкон.



(Ю. Бондарев.)



    Заполните колонки примерами.



Часть слова






План-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме: Имя существительное | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



ГОУ специальная (коррекционная) НШДС VII вида № 1822



Тема: «Имя существительное»



Конспект открытого логопедического занятия



Конспект



открытого логопедического



занятия на тему:



«Имя существительное»






Тема: «Имя существительное». | Карточки контроля по русскому языку | Русский язык | Методическая копилка

Тема: «Имя существительное».



Тема: «Имя существительное».



К/К-1



1.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.



Уж тает снег, б…гут руч…и,



В …кно повеяло в…сною.



Засвищ…т снова с..лов…и,



И лес оденется л…ствою.



2.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?



К/К –2



1. Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто. во второй столбик – на вопрос что?



К\К-3



Кто зимой спит в берлоге?



Кто звонко чирикает весной?



К/К – 5



К/К - 6



1.Составь и запиши из слов предложение. Вставь буквы.



Д…рев…ев луч осв…тил яркий солнца в…рхушки.



2. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?






Тема. «Имя существительное» | Карточки контроля по русскому языку | Русский язык | Методическая копилка

Тема. «Имя существительное»



Тема. «Имя существительное»



    Выпиши имена существительные. Поставь ударения.



Ящик, аист, земля, прыжок, морской, краски, человек, день, вопрос, красный, рисовал, разный, дом, мост.



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ёрш, мыло, сарай, ягода, лён, воробей, Ольга.



Кто? что?



_____________________ ____________________________



_____________________ ____________________________



_____________________ ____________________________



_____________________ _____________________________



3. Напиши 6 слов, обозначающих явление природы.



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лесу, в, чечётки, большие, самые, в, суетливые, даже, холода, прыгают.



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Урок-игра по теме: "Имя существительное" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок-игра по теме: "Имя существительное"



На игру отводится два учебных часа. Класс делится на три разноуровневые группы(6-7 человек в каждой группе, одинаковое количество сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные-“участники команды”.


Учителю помогают три эксперта из числа учеников. Они отслеживают ход игры, работу групп, контролируют качество и количество выполненных заданий. Помощь учителю и экспертам обеспечивают два ассистента из числа учеников, которые раздают карточки с заданиями. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске.


После окончания урока подводят итоги, называют победителей, выставляют оценки.



Цель урока: проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя существительное”.



Образовательная: повторить тему “Имя существительное”.



Развивающая: развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.



Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах.



Оборудование: каждая команда получает: маршрутный лист, игровое поле, кубик, фишку, карточки с заданиями.



I. Организационный момент.



II. Постановка целей и задач урока.



Дети делятся на три команды. Учитель объясняет правила игры. По команде участники бросают по очереди кубик на игровое поле, каждый цвет сектора игрового поля обозначает уровень сложности:



  • красный (творческое задание) – 2 балла;


  • зелёный (задание средней сложности) – 1 балл;


  • синий (выбор красного или зелёного уровня).




Число, выпавшее на кубике, обозначает сколько ходов на маршрутном поле (от А до Я) должна сделать фишка участников команды. Затем команда выполняет задание, выполненное задание оценивает эксперт по пятибалльной системе плюс тот балл, уровень которого выпал на игровом поле. Если не справились с препятствием – штрафное задание.


После выполнения штрафного задания командам разрешается выполнять следующий ход (за штрафное задание балл не дается).



Цель команд – набрать наибольшее количество баллов при прохождении маршрутного листа, прийти первым. Помните, любая ваша ошибка – это снижение баллов всей команде.



Условные знаки маршрутного поля :



(дополнительное задание) – 1 балл.



(кот в мешке) - все баллы сгорают.



III. Слово учителя.



Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок – это урок-игра, путешествие по царству Существительного. Мы с вами изучили эту часть речи, и сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал. Знания, умения, навыки, которые вы приобрели при изучении этого раздела, помогут вам преодолеть препятствия, которые вас будут поджидать, и набрать наибольшее количество баллов.



IV. Проверка домашнего задания.







Комментариев нет:

Отправить комментарий