test

Девочки зонтики

вторник, 12 марта 2013 г.

карточки корень слова

карточки корень слова

карточки корень слова



Логопедическое занятие по теме "Корень слова". Однокоренные (родственные слова) :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Логопедическое занятие по теме "Корень слова". Однокоренные (родственные слова)



ЦЕЛЬ: научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.



ЗАДАЧИ:



коррекционные:





  • совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),


  • обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),


  • совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),


  • развивать высшие психические процессы;




обучающие :



ХОД ЗАНЯТИЯ.



Подготовительная часть



I. Мобилизирующий этап.



Задача: эмоциональный настрой.



– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.


Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).



А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.



II. Вводный в тему.



Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач



– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.



Если скажут слово родина ,



Сразу в памяти встаёт



Старый дом, родная улица,



Толстый тополь у ворот.



Вся родня моя любимая,



(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род- ).



– Кто поможет мне назвать тему занятия?



Подведение итога этапа .



Основная часть



1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.



– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.



– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.



– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники.


А теперь укажите корень второй группы слов.






Методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме: Русский язык. Однокоренные слова. 2 класс. | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



Урок русского языка. 2 класс.



( УМК «Планета знаний»)



Тема: Однокоренные слова



Цель: показать значимость корня в слове для образования однокоренных слов.



Задачи: развитие умения находить корень слова;



формирование умения образовывать однокоренные слова;



воспитание чувства ответственности и коллективизма.



Тип урока: объяснение нового материала.



Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, тетрадь, карточки с заданием, «сигнальные» карточки.



ХОД УРОКА



I. Организационный момент.



Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!



Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»



( 1 слайд. Путешествие в волшебный сад)



Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату



«18 ноября» и «Кла сс ная работа»



( 2 слайд. 18 ноября. Классная работа)



Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.



II. Сообщение цели.



Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [ Ответ. Из слов]



( 3 слайд. Деревья с корнями)



Сказка «Деревья из слов»



Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ ( 4 слайд. Слово ВОЗ) и стало оно расти ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево). Сначала один росток пустило ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево ВОЗЧИК), потом второй ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ), третий ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ)… ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!



Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ, знак корня). И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.



III. Словарная работа.



Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны.



Молодцы, а теперь, посмотрим, правильно ли мы растолковали эти слова. Где мы можем это узнать [ Ответ. в толковом словаре]



ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях



ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения.



ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению



ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь



ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь



ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей



Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.



Давайте вспомним, что же такое корень



( 5 слайд. правило: Родственные слова имеют общую часть корень.



Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.



Родственные слова иначе называют однокоренными.)



Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.



ФИЗМИНУТКА



«Вы, наверное, устали?»



(Выполнение действий по тексту)



Вы, наверное, устали?



Ну, тогда все дружно встали.



Ножками потопали



Раз-два-три.



Ручками похлопали



Раз-два-три.



Покрутились, повертелись



Раз-два-три.



И за парты все уселись



Раз-два-три.



Глазки крепко закрываем,



Дружно до пяти считаем



Раз-два-три-четыре-пять.



Открываем, поморгаем



Раз-два-три.



карточки корень слова

И работать продолжаем.



(Раз-два-три)



IV. Тема урока



1) ЗАДАНИЕ 1.



Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?



Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.



( 6 слайд. Дерево с корнем САД)



- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словом САД)



- Работник, занимающийся уходом за садом;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словомСАД, САДОВНИК)



- Специалист, разводящий сад;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД)



- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА)



- Выкопав растение, посадить его в другое место;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ)



- Небольшой садик, цветник перед домом;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК)



- Цветок растущий в саду;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ)



- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА)



- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;



( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА, САДИТЬ)



( 7 слайд. ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными. )



2) ЗАДАНИЕ 2.



Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.



( 8 слайд. Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница)



Давайте послушаем, о чём они говорят.



- Вы кто такие?



- Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?



- Я ваша тётя – Гусеница.



( 8 слайд. Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница



Задания. Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница. Докажите, указав значение однокоренных слов)



3) ЧЕРЕДОВАНИЕ



Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.



Петя дёрнул за ухо Андрюху.



Тот как крикнет:



- Не тронь моё ухо!



А Лариска с проказником Борей



Потянули за ухо другое!



Стал Андрюшка ужасно не в духе:



- Что сказал я. – Не тронь мои ухи!



Засмеялись Лариса с Танюшей:



- Говорить надо правильно – УШИ!



Прояви здесь, Андрейка, вниманье!



Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!



( 9 слайд. Корни с чередованием(Изображения детей)



( 10 слайд. Корни с чередованием)



( 11 слайд :-ух- -уш-: ухо, уши)



( 12 слайд :-лет- -лёт-: летит, самолёт)



( 13 слайд :-бег- -беж-: бегут, бежит)



( 14 слайд :-снег- -снеж-: снег, снежинка)



4) ФИЗМИНУТКА



«Снежная сказка»



Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или.



-снеж-, хлопните в ладоши.



Проплясали по снегам



Снежные метели.



Снегири снеговикам



Песню просвистели



У заснеженной реки,



В снежном переулке



Звонко носятся снежки ,



Режут лёд снегурки.



А в завьюженных лесах –



Снежные палаты.



На сверкающих кустах –



Снежные халаты.



Скрипнут лыжи на бегу



В белом Снегограде ,



Впишут синюю строку



В снежные тетради.



5) Работа в группах



Учитель. У вас на партах лежит по одному листочку, на которых написаны корни слов.



(15 слайд: Изображение листочков)



Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -лет-, на другом –



-бег-. Время пошло .



Примерные однокоренные слова:






Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».. | Карточки контроля по русскому языку | Русский язык | Методическая копилка

К/К - 1



1. Какие слова называются родственными?



2. Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова к словам «дом», «море». Выдели корень, поставь ударение.



3. Прочитай. Назови родственные слова и корень в них.



Береза, моя березонька,



____________________________________________________________________________________







Комментариев нет:

Отправить комментарий