Логопедическое занятие по теме "Корень слова". Однокоренные (родственные слова)
ЦЕЛЬ: научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.
ЗАДАЧИ:
коррекционные:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
- обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
- развивать высшие психические процессы;
обучающие :
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Подготовительная часть
I. Мобилизирующий этап.
Задача: эмоциональный настрой.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).
А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.
II. Вводный в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач
– Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.
Если скажут слово родина ,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
(Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род- ).
– Кто поможет мне назвать тему занятия?
Подведение итога этапа .
Основная часть
1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.
– Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.
– Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.
– На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники.
А теперь укажите корень второй группы слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 2 класс.
( УМК «Планета знаний»)
Тема: Однокоренные слова
Цель: показать значимость корня в слове для образования однокоренных слов.
Задачи: развитие умения находить корень слова;
формирование умения образовывать однокоренные слова;
воспитание чувства ответственности и коллективизма.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, тетрадь, карточки с заданием, «сигнальные» карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»
( 1 слайд. Путешествие в волшебный сад)
Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату
«18 ноября» и «Кла сс ная работа»
( 2 слайд. 18 ноября. Классная работа)
Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.
II. Сообщение цели.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [ Ответ. Из слов]
( 3 слайд. Деревья с корнями)
Сказка «Деревья из слов»
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ ( 4 слайд. Слово ВОЗ) и стало оно расти ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево). Сначала один росток пустило ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево ВОЗЧИК), потом второй ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ), третий ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ)… ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ ( 4 слайд. Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ, знак корня). И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
III. Словарная работа.
Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны.
Молодцы, а теперь, посмотрим, правильно ли мы растолковали эти слова. Где мы можем это узнать [ Ответ. в толковом словаре]
ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях
ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения.
ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению
ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь
ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь
ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей
Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.
Давайте вспомним, что же такое корень
( 5 слайд. правило: Родственные слова имеют общую часть корень.
Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.
Родственные слова иначе называют однокоренными.)
Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.
ФИЗМИНУТКА
«Вы, наверное, устали?»
(Выполнение действий по тексту)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз-два-три.
Ручками похлопали
Раз-два-три.
Покрутились, повертелись
Раз-два-три.
И за парты все уселись
Раз-два-три.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Открываем, поморгаем
Раз-два-три.
И работать продолжаем.
(Раз-два-три)
IV. Тема урока
1) ЗАДАНИЕ 1.
Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?
Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.
( 6 слайд. Дерево с корнем САД)
- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словом САД)
- Работник, занимающийся уходом за садом;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словомСАД, САДОВНИК)
- Специалист, разводящий сад;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД)
- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА)
- Выкопав растение, посадить его в другое место;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ)
- Небольшой садик, цветник перед домом;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК)
- Цветок растущий в саду;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ)
- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА)
- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;
( 6 слайд. Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА, САДИТЬ)
( 7 слайд. ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными. )
2) ЗАДАНИЕ 2.
Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.
( 8 слайд. Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница)
Давайте послушаем, о чём они говорят.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.
( 8 слайд. Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница
Задания. Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница. Докажите, указав значение однокоренных слов)
3) ЧЕРЕДОВАНИЕ
Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.
Петя дёрнул за ухо Андрюху.
Тот как крикнет:
- Не тронь моё ухо!
А Лариска с проказником Борей
Потянули за ухо другое!
Стал Андрюшка ужасно не в духе:
- Что сказал я. – Не тронь мои ухи!
Засмеялись Лариса с Танюшей:
- Говорить надо правильно – УШИ!
Прояви здесь, Андрейка, вниманье!
Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!
( 9 слайд. Корни с чередованием(Изображения детей)
( 10 слайд. Корни с чередованием)
( 11 слайд :-ух- -уш-: ухо, уши)
( 12 слайд :-лет- -лёт-: летит, самолёт)
( 13 слайд :-бег- -беж-: бегут, бежит)
( 14 слайд :-снег- -снеж-: снег, снежинка)
4) ФИЗМИНУТКА
«Снежная сказка»
Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или.
-снеж-, хлопните в ладоши.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки ,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде ,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
5) Работа в группах
Учитель. У вас на партах лежит по одному листочку, на которых написаны корни слов.
(15 слайд: Изображение листочков)
Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -лет-, на другом –
-бег-. Время пошло .
Примерные однокоренные слова:
К/К - 1
1. Какие слова называются родственными?
2. Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова к словам «дом», «море». Выдели корень, поставь ударение.
3. Прочитай. Назови родственные слова и корень в них.
Береза, моя березонька,
____________________________________________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий