Дидактические карточки-задания по химии. Тема: "Предмет химия. Вещества. Физические и химические явления". 8-й класс
Тема “Предмет химии. Вещества. Физические химические явления”
Карточка 1(2)
- Выпишите в два столбика явления химические и физические. Для химических явлений укажите их признаки: горение свечи, сгибание медной проволоки, таяние льда, скисание молока, ковка железа, гашение соды уксусом.
- Выпишите в три столбика тела, смеси, чистые вещества: раствор сахара в воде, железная скрепка, алюминий, дистиллированная вода, водопроводная вода, снежинка, речной песок.[1]
- Укажите, где об азоте говорится как об элементе, а где – как о веществе: а) азот входит в состав воздуха, б) азот входит в состав азотной кислоты, в) азот не поддерживает горение, г) в состав минерального удобрения натриевой селитры входит один атом натрия, один атом азота и три атома кислорода.[1]
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Тема “Знаки химических элементов. Химические формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы”
Карточка 1(2)
Н2 SО3. 5Н, 4S, 10Н2. 3Н2. SО2.
Из перечня веществ выберите простые вещества и сложные вещества.
Na3 PO4 .
Карточка 2(2)
Из перечня веществ выберите простые вещества, сложные вещества.
Na2 S, Al(NO3 )3 .
Карточка 3(3)
HBr, 2Н2 SO3. KCl, 2Cl2. 4CO?
Из перечня веществ выберите простые вещества, сложные вещества.
Карточка 4(3)
H3 BO3. (CuOH)2 CO3. Из перечня веществ выберите простые вещества и сложные вещества.
KAl(SO4 )2. Al2 Se3. Cu(OH)2 .
Fe2 (SO4 )3
Карточка 5(1)
СО2. Н2. 3Н2. Из перечня веществ выберите а) простые вещества, б) сложные вещества.
Сколько молекул сернистого газа нужно взять, чтобы общая масса атомов кислорода в них была равна 64 а.е.м.?
Na2 CO3 .
Карточка 6(1)
НNO2. 2H? Из перечня веществ выберите а) простые вещества, б) сложные вещества.
SO3. Тема “Строение атома. Состав атомных ядер”
Карточка 1(2)
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Что такое элементарные частицы?
Карточка 6(1)
Тема “Электроны. Строение электронных оболочек атомов”
Карточка 1(2)
Сколько полностью заполненных энергетических уровней находится в атоме каждого элемента?
Карточка 2(2)
Сколько полностью заполненных энергетических уровней находится в атоме каждого элемента?
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Карточка 7(1)
Тема “Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева и строение атома”
Карточка 1(2)
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Объясните причину изменения свойств элементов.
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Используемая литература:
Габриеляна “Химия. 8 класс”. -М. Издательство “Экзамен”, 2004. -159 с.
химическом кружке для третьеклассников
Особенности
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают.
Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения на базе липецких школ (№ 12, 24, 64) были организованы химические кружки «Ее величество – Химия» для учащихся третьих классов.
Участники кружка пополняют и систематизируют знания о веществах, которые встречаются в повседневной жизни. Для поддержания интереса ведущие* проводят занятия с использованием занимательной информации, подвижных и настольных игр химического содержания, а также в форме соревнований, праздничных мероприятий («Посвящение в юные химики», «Химический Новый год») и т. д.
Неотъемлемой частью большинства занятий является химический эксперимент.
Специфика
химического эксперимента
в младших классах
Эксперимент не подразделяют на химический, физический и биологический. Это позволяет избежать быстрого падения интереса учащихся к одному и тому же виду деятельности и сохранить стабильный состав кружка.
Следует учитывать ограниченность психофизиологических возможностей детей этого возраста (согласованность работы мышц рук при выполнении определенных действий, сочетание слуховой и двигательной деятельности и др.). На кружковых занятиях нельзя проводить длительные опыты, требующие точных движений рук. При выполнении опыта наряду с текстовыми и устными пояснениями руководитель кружка должен показать все операции опыта («делай, как я»).
Руководитель кружка обязательно комментирует выполняемый опыт, направляет коллективную мыслительную деятельность учащихся при помощи системы точно продуманных наводящих вопросов.
Чтобы поддерживать высокий уровень внимания, необходимо достаточно часто переключаться на другие виды деятельности. Химические опыты нецелесообразно выполнять подряд один за другим. После выполнения опыта и обсуждения его результатов следует сменить вид деятельности, например, провести дидактическую игру, сделать небольшое информационное сообщение (не более 1–2 мин), дать возможность одному из членов кружка рассказать о своем увлечении (хобби).
В школах, как правило, не хватает реактивов, материалов и приборов для химического эксперимента. Поэтому можно использовать доступные материалы и реактивы, вторичное сырье, приборы, сделанные старшеклассниками или студентами педагогического вуза.
Обязательны повышенные требования к безопасности проведения химического эксперимента (чтобы реагенты и продукты реакции не наносили вред здоровью детей). Учащиеся выполняют опыты в халатах или фартуках с нарукавниками, причем капроновые халаты использовать нельзя. В комнате, где проводятся занятия кружка, должны быть небольшой порошковый огнетушитель, емкость с песком, ведро с водой, кружки, мыло, полотенца и ведро или таз для слива отходов, желательно из пластмассы.
При проведении опытов с кислотами отходы перед сливом нейтрализуют (мелом или содой).
Необходимо иметь в виду, что занятия кружка часто проводятся в необорудованных классах. Поэтому потребуется полиэтиленовая пленка, чтобы накрыть рабочие столы. Также должна быть продумана система подготовки, хранения и утилизации раздаточных материалов, позволяющая в течение нескольких минут развернуть рабочие места для членов кружка, а затем также быстро все убрать.
Из-за незнания учащимися специальных научных терминов для объяснения опытов необходимо использовать как бытовые слова, так и специально придуманные рабочие символы и знаки временного характера, отличающиеся от общепринятых.
Относительно использования специальных рабочих тетрадей и печатных раздаточных материалов желательно найти компромисс. С одной стороны, важно, чтобы демонстрируемые и выполняемые учениками опыты не проходили бесследно, а закреплялись в их памяти. С другой стороны, если много записывать, то снизится интерес к кружковым занятиям. Кроме того, школьники младшего возраста пишут пока еще очень медленно, с ошибками.
Потеря времени занятия на то, чтобы сделать записи, автоматически влечет за собой снижение темпа занятия и интереса детей к нему.
Рассмотрим некоторые методические приемы, полезные на кружковых занятиях со школьниками младшего возраста.
Знакомство учеников
с химической посудой
и приборами
Для знакомства учеников с атрибутами химии ведущий демонстрирует посуду и приборы, рассказывает об их назначении при работе в химической лаборатории.
Посуда и приборы юного химика
(рассказ ведущего)
Химик изучает вещества и проводит с ними опыты.
Для работы с веществами используют химическую посуду и приборы.
1) для наливания и насыпания в нее веществ и растворов – пробирки, химические стаканы, мензурки, колбы ;
Скачать:
Основания. Получение и химические свойства.
– это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп.
Валентность гидроксогруппы –
Оранжевый
жёлтый
Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов.
Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода
( реакция обмена)
УСЛОВИЕ:
оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота
3NaOH + FeCl3 = 3NaCl + Fe(OH)3↓
3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = 3 Na+ + 3Cl- + Fe(OH)3↓
Fe 3++ 3OH- =Fe(OH)3↓
Получение и свойства нерастворимых оснований
Основание + кислота → соль + вода
(реакция обмена, нейтрализации)
Растворимые основания:
NaOH (фенолфталеин) + HCl → NaCl + H2O
Нерастворимые основания
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Лабораторная работа
«Получение и химические свойства оснований»
Цель: изучить химические свойства оснований.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей: сульфата меди(||),хлорида железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.
ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований»
В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую - немного серной кислоты. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ!
Формулы нерастворимых веществ на ионы не расписываются!
Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей».
В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод.
Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот».
В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы!
Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей».
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка. Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах.
Нерастворимое основание →оксид металла + вода
(разложение при нагревании)
Mg(OH)2 → MgO + H2O
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O
Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований
Химические элементы и радуга
Ведущий показывает зрителям семь карточек. С одной стороны на них названия и химические символы семи элементов, а с другой стороны карточки раскрашены в различные цвета радуги. Все карточки раскладываются химическими знаками вниз и перемешиваются.
Ведущий отворачивается, а кто-то из зрителей берет одну из карточек, запоминает соответствующее название элемента, а затем смешивает ее с остальными карточками.
Химический элемент
Содержание
История становления понятия
Слово «элемент» (лат. elementum ) использовалось еще в античности (Цицероном. Овидием. Горацием ) как часть чего-то (элемент речи, элемент образования и т. п.).
В древности было распространено изречение «Как слова состоят из букв, так и тела — из элементов». Отсюда — вероятное происхождение этого слова: по названию ряда согласных букв в латинском алфавите: l, m, n, t («el» — «em» — «en» — «tum»). [4]
Символы химических элементов по Дж. Дальтону: 1 — водород; 2 — магний; 3 — кислород; 4 — сера; 5 — аммиак; 6 — диоксид углерода
В 1789 г. Антуан Лоран Лавуазье в «Элементарном курсе химии», приводит первый в истории новой химии список химических элементов (таблицу простых тел), разделённых на несколько типов. Он впервые отождествляет с химическими элементами ряд простых веществ (в их числе, кислород. азот. водород. сера. фосфор. уголь и все известые к тому времени металлы).
В число элементов были включены свет. теплород и «солеобразующие землистые вещества » (трудноразлагаемые оксиды кальция. магния и др.). Данную концепцию элементов принято называть эмпирико -аналитической, поскольку Лавуазье избрал критерием определения элемента опыт и только опыт, категорически отвергая любые неэмпирические рассуждения об атомах и молекулах. само существование которых невозможно подтвердить экспериментально [6] .
Благодаря Джону Дальтону в начале XIX в. в химии возобладала атомно-молекулярная гипотеза. рассматривающая химический элемент как отдельный вид атомов и указывающая на природу простых и сложных веществ, как состоящих, соответственно, из атомов одного или различного видов. Дальтон же впервые указывает на атомный вес как важнейшее свойство элементов, определяющее его химическую природу. Благодаря усилиям Йенса Берцелиуса и его последователей были весьма точно определены атомные веса (атомные массы) известных элементов.
Середина XIX в. ознаменовалась целым рядом открытий новых элементов. На международном съезде химиков в г. Карлсруэ в 1860 г. были приняты определения понятий молекулы и атома.
Ko времени открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым (1869) было известно 63 элемента. Именно атомный вес был выделен им как свойство атомов, определяющее периодический характер изменения свойств химических элементов. а также образуемых ими простых и сложных веществ. Менделеев определял химические элементы как «материальные части простых или сложных тел, к-рые придают им известную совокупность физических и химических свойств». Oткрытие Mенделеева позволило предвидеть существование, a также свойства ряда неизвестных в то время элементов и послужило научной основой для их классификации .
Однако с открытием изотопов стало ясно, что различные совокупности атомов одного и того же элемента могут иметь различающиеся атомные массы; так, радиогенный гелий, выделенный из урановых минералов, в связи с преобладанием изотопа 4 He имеет атомную массу больше, чем гелий космических лучей .
Современное понимание химического элемента как совокупности атомов, характеризующихся одинаковым положительным зарядом ядра. равным номеру элемента в Периодической таблице, появилось благодаря фундаментальным работам Генри Мозли (1915) и Джеймса Чедвика (1920) [7] .
Известные химические элементы
На середину 2012 года известно 118 химических элементов (с порядковыми номерами с 1 по 118), из них 94 обнаружены в природе (некоторые — лишь в следовых количествах), остальные 24 получены искусственно в результате ядерных реакций. Предпринимались попытки синтеза следующих сверхтяжёлых трансурановых элементов. в т.ч. были заявления о синтезе элемента унбиквадий (124) и косвенных свидетельствах о элементах унбинилий (120) и унбигексий (126), которые пока не подтверждены. Также было объявлено об обнаружении элемента экатория-унбибия (122) в образцах природного тория [8]. однако это заявление в настоящее время оспаривается на основании последних попыток воспроизведения данных с использованием более точных методов.
Кроме того, есть сообщения об открытии в метеоритном веществе следов столкновений с частицами с атомными числами от 105 до 130, что может являться косвенным доказательством существования стабильных сверхтяжёлых ядер [9]. Поиски сверхтяжёлых трансурановых элементов в природе, возможных согласно теории острова стабильности. пока не увенчались достоверным успехом, а синтезирование новых трансурановых элементов продолжается в российском, американских, немецком и японском центрах ядерных исследований силами международных коллективов учёных. Информация об ещё не открытых химических элементах доступна в статье Расширенная периодическая таблица элементов .
Право предложить название новому химическому элементу предоставляется первооткрывателям. Сообщение о новом открытии проверяется в течение нескольких лет независимыми лабораториями, и, в случае подтверждения, Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК, IUPAC, en:International Union for Pure and Applied Chemistry ) официально утверждает название нового элемента.
Не все из известных на сегодня 118 элементов имеют утвержденные ИЮПАК постоянные названия. Самым тяжёлым из официально признанных элементов, имеющих официальные постоянные названия, является 116-й, получивший в мае 2012 года имя ливерморий вместе со 114-м элементом флеровием .
Названия сверхтяжёлых элементов с номерами 113, 115, 117, 118, полученные в 2002—2010 годах в России и США, официально пока не утверждены. Они имеют временные систематические названия .
Символы химических элементов
Символы химических элементов используются как сокращения для названия элементов. В качестве символа обычно берут начальную букву названия элемента и в случае необходимости добавляют следующую или одну из следующих. Обычно это начальные буквы латинских названий элементов: Cu — медь (cuprum ), Ag — серебро (argentum ), Fe — железо (ferrum ), Au — золото (aurum ), Hg — ртуть (hydrargirum ). Такая система химических символов была предложена в 1811 г. шведским химиком Я. Берцелиусом .
Цифрами меньшего размера возле символа элемента обозначаются: слева вверху — атомная масса, слева внизу — порядковый номер, справа вверху — заряд иона, справа внизу — число атомов в молекуле [7] :
Дидактические карточки-задания по химии. Тема: "Предмет химия. Вещества. Физические и химические явления". 8-й класс
Тема “Предмет химии. Вещества. Физические химические явления”
Карточка 1(2)
- Выпишите в два столбика явления химические и физические. Для химических явлений укажите их признаки: горение свечи, сгибание медной проволоки, таяние льда, скисание молока, ковка железа, гашение соды уксусом.
- Выпишите в три столбика тела, смеси, чистые вещества: раствор сахара в воде, железная скрепка, алюминий, дистиллированная вода, водопроводная вода, снежинка, речной песок.[1]
- Укажите, где об азоте говорится как об элементе, а где – как о веществе: а) азот входит в состав воздуха, б) азот входит в состав азотной кислоты, в) азот не поддерживает горение, г) в состав минерального удобрения натриевой селитры входит один атом натрия, один атом азота и три атома кислорода.[1]
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Тема “Знаки химических элементов. Химические формулы.
Относительные атомная и молекулярная массы”
Карточка 1(2)
Из перечня веществ выберите простые вещества и сложные вещества.
Al2 O3. Mg(NO3 )2 .
Na3 PO4 .
Карточка 2(2)
CaSO4. 5O, N2. N2 O5.
4N, 5HNO2. Из перечня веществ выберите простые вещества, сложные вещества.
H3 PO4. Na2 S, Al(NO3 )3 .
Карточка 3(3)
3Н2 SО4. HBr, 2Н2 SO3. KCl, 2Cl2.
4CO? Из перечня веществ выберите простые вещества, сложные вещества.
Карточка 4(3)
Na2 SO3. H3 BO3. (CuOH)2 CO3. Из перечня веществ выберите простые вещества и сложные вещества.
Сколько молекул оксида нужно взять, чтобы общая масса атомов железа в них была равна 168 а.е.м.?
Карточка 5(1)
СО2. Н2. 3Н2.
Из перечня веществ выберите а) простые вещества, б) сложные вещества.
Al2 O3 .
Карточка 6(1)
2H? Из перечня веществ выберите а) простые вещества, б) сложные вещества.
Сколько молекул оксида нужно взять, чтобы общая масса атомов кислорода в них была равна 64 а.е.м.?
Тема “Строение атома. Состав атомных ядер”
Карточка 1(2)
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Тема “Электроны. Строение электронных оболочек атомов”
Карточка 1(2)
Сколько полностью заполненных энергетических уровней находится в атоме каждого элемента?
Карточка 2(2)
Карточка 3(3)
Сколько неспареннных электронов находится в атоме каждого из них?
Карточка 4(3)
Сколько неспареннных электронов находится в атоме каждого из них?
Карточка 5(1)
Карточка 6(1)
Карточка 7(1)
Тема “Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева и строение атома”
Карточка 1(2)
Карточка 2(2)
Объясните причину изменения свойств элементов.
Карточка 3(3)
Карточка 4(3)
Карточка 5(1)
Объясните причину изменения свойств элементов.
Карточка 6(1)
Используемая литература:
Габриеляна “Химия. 8 класс”. -М. Издательство “Экзамен”, 2004. -159 с.
Пособие по подготовке к централизованному тестированию по химии.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения на базе липецких школ (№ 12, 24, 64) были организованы химические кружки «Ее величество – Химия» для учащихся третьих классов. Участники кружка пополняют и систематизируют знания о веществах, которые встречаются в повседневной жизни. Для поддержания интереса ведущие* проводят занятия с использованием занимательной информации, подвижных и настольных игр химического содержания, а также в форме соревнований, праздничных мероприятий («Посвящение в юные химики», «Химический Новый год») и т. д. Неотъемлемой частью большинства занятий является химический эксперимент. химического эксперимента в младших классах Эксперимент не подразделяют на химический, физический и биологический. Это позволяет избежать быстрого падения интереса учащихся к одному и тому же виду деятельности и сохранить стабильный состав кружка. Следует учитывать ограниченность психофизиологических возможностей детей этого возраста (согласованность работы мышц рук при выполнении определенных действий, сочетание слуховой и двигательной деятельности и др.). На кружковых занятиях нельзя проводить длительные опыты, требующие точных движений рук. При выполнении опыта наряду с текстовыми и устными пояснениями руководитель кружка должен показать все операции опыта («делай, как я»). Руководитель кружка обязательно комментирует выполняемый опыт, направляет коллективную мыслительную деятельность учащихся при помощи системы точно продуманных наводящих вопросов. Чтобы поддерживать высокий уровень внимания, необходимо достаточно часто переключаться на другие виды деятельности. Химические опыты нецелесообразно выполнять подряд один за другим. После выполнения опыта и обсуждения его результатов следует сменить вид деятельности, например, провести дидактическую игру, сделать небольшое информационное сообщение (не более 1–2 мин), дать возможность одному из членов кружка рассказать о своем увлечении (хобби). В школах, как правило, не хватает реактивов, материалов и приборов для химического эксперимента. Поэтому можно использовать доступные материалы и реактивы, вторичное сырье, приборы, сделанные старшеклассниками или студентами педагогического вуза. Обязательны повышенные требования к безопасности проведения химического эксперимента (чтобы реагенты и продукты реакции не наносили вред здоровью детей). Учащиеся выполняют опыты в халатах или фартуках с нарукавниками, причем капроновые халаты использовать нельзя. В комнате, где проводятся занятия кружка, должны быть небольшой порошковый огнетушитель, емкость с песком, ведро с водой, кружки, мыло, полотенца и ведро или таз для слива отходов, желательно из пластмассы. При проведении опытов с кислотами отходы перед сливом нейтрализуют (мелом или содой). Необходимо иметь в виду, что занятия кружка часто проводятся в необорудованных классах. Поэтому потребуется полиэтиленовая пленка, чтобы накрыть рабочие столы. Также должна быть продумана система подготовки, хранения и утилизации раздаточных материалов, позволяющая в течение нескольких минут развернуть рабочие места для членов кружка, а затем также быстро все убрать. Из-за незнания учащимися специальных научных терминов для объяснения опытов необходимо использовать как бытовые слова, так и специально придуманные рабочие символы и знаки временного характера, отличающиеся от общепринятых. Относительно использования специальных рабочих тетрадей и печатных раздаточных материалов желательно найти компромисс. С одной стороны, важно, чтобы демонстрируемые и выполняемые учениками опыты не проходили бесследно, а закреплялись в их памяти. С другой стороны, если много записывать, то снизится интерес к кружковым занятиям. Кроме того, школьники младшего возраста пишут пока еще очень медленно, с ошибками. Потеря времени занятия на то, чтобы сделать записи, автоматически влечет за собой снижение темпа занятия и интереса детей к нему. Рассмотрим некоторые методические приемы, полезные на кружковых занятиях со школьниками младшего возраста. с химической посудой и приборами Для знакомства учеников с атрибутами химии ведущий демонстрирует посуду и приборы, рассказывает об их назначении при работе в химической лаборатории. (рассказ ведущего) Химик изучает вещества и проводит с ними опыты. Для работы с веществами используют химическую посуду и приборы. 1) для наливания и насыпания в нее веществ и растворов – пробирки, химические стаканы, мензурки, колбы ; Основания. Получение и химические свойства. – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними ионов гидроксильных групп. Валентность гидроксогруппы – Оранжевый жёлтый Помни! Нерастворимые основания не меняют окраску индикаторов. Щёлочь + оксид неметалла → соль + вода ( реакция обмена) УСЛОВИЕ: оксиду неметалла должна соответствовать определенная кислота 3NaOH + FeCl3 = 3NaCl + Fe(OH)3↓ 3Na+ + 3OH- + Fe3+ + 3Cl- = 3 Na+ + 3Cl- + Fe(OH)3↓ Fe 3++ 3OH- =Fe(OH)3↓ Получение и свойства нерастворимых оснований Основание + кислота → соль + вода (реакция обмена, нейтрализации) Растворимые основания: NaOH (фенолфталеин) + HCl → NaCl + H2O Нерастворимые основания Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O Лабораторная работа «Получение и химические свойства оснований» Цель: изучить химические свойства оснований. Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы :гидроксида натрия, соляной ,серной кислот, солей: сульфата меди(||),хлорида железа(|||), фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага. ОПЫТ № 1 «Получение и свойства нерастворимых оснований» В две пробирки налить по 1мл гидроксида натрия и в обе добавить по 1 мл сульфата меди (||).Что наблюдаете?В одну добавить несколько капель фенолфталеина, а во вторую - немного серной кислоты. Написать уравнения реакций в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Формулы нерастворимых веществ на ионы не расписываются! Опыт № 2 «Действие индикаторов на растворы щелочей». В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель фенолфталеина.Что наблюдаете?На полоску универсальной индикаторной бумаги капнуть раствора щелочи. Что наблюдаете?Сделайте вывод. Опыт №3 «Взаимодействие с растворами кислот». В пробирку с щелочью из предыдущего опыта добавить по каплям раствор серной кислоты.Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах. ПОМНИТЕ! Вода является слабым электролитом и записывается в виде молекулы! Опыт № 4 «Взаимодействие щелочей с растворами солей». В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель раствора хлорида железа (||| )до образования осадка. Написать уравнения реакции в молекулярной и ионных формах. Нерастворимое основание →оксид металла + вода (разложение при нагревании) Mg(OH)2 → MgO + H2O 2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O Данный тип реакции нехарактерен для растворимых оснований Ведущий показывает зрителям семь карточек. С одной стороны на них названия и химические символы семи элементов, а с другой стороны карточки раскрашены в различные цвета радуги. Все карточки раскладываются химическими знаками вниз и перемешиваются. Ведущий отворачивается, а кто-то из зрителей берет одну из карточек, запоминает соответствующее название элемента, а затем смешивает ее с остальными карточками. Слово «элемент» (лат. elementum ) использовалось еще в античности (Цицероном. Овидием. Горацием ) как часть чего-то (элемент речи, элемент образования и т. п.). В древности было распространено изречение «Как слова состоят из букв, так и тела — из элементов». Отсюда — вероятное происхождение этого слова: по названию ряда согласных букв в латинском алфавите: l, m, n, t («el» — «em» — «en» — «tum»). [4] Символы химических элементов по Дж. Дальтону: 1 — водород; 2 — магний; 3 — кислород; 4 — сера; 5 — аммиак; 6 — диоксид углерода В 1789 г. Антуан Лоран Лавуазье в «Элементарном курсе химии», приводит первый в истории новой химии список химических элементов (таблицу простых тел), разделённых на несколько типов. Он впервые отождествляет с химическими элементами ряд простых веществ (в их числе, кислород. азот. водород. сера. фосфор. уголь и все известые к тому времени металлы). В число элементов были включены свет. теплород и «солеобразующие землистые вещества » (трудноразлагаемые оксиды кальция. магния и др.). Данную концепцию элементов принято называть эмпирико -аналитической, поскольку Лавуазье избрал критерием определения элемента опыт и только опыт, категорически отвергая любые неэмпирические рассуждения об атомах и молекулах. само существование которых невозможно подтвердить экспериментально [6] . Благодаря Джону Дальтону в начале XIX в. в химии возобладала атомно-молекулярная гипотеза. рассматривающая химический элемент как отдельный вид атомов и указывающая на природу простых и сложных веществ, как состоящих, соответственно, из атомов одного или различного видов. Дальтон же впервые указывает на атомный вес как важнейшее свойство элементов, определяющее его химическую природу. Благодаря усилиям Йенса Берцелиуса и его последователей были весьма точно определены атомные веса (атомные массы) известных элементов. Середина XIX в. ознаменовалась целым рядом открытий новых элементов. На международном съезде химиков в г. Карлсруэ в 1860 г. были приняты определения понятий молекулы и атома. Ko времени открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым (1869) было известно 63 элемента. Именно атомный вес был выделен им как свойство атомов, определяющее периодический характер изменения свойств химических элементов. а также образуемых ими простых и сложных веществ. Менделеев определял химические элементы как «материальные части простых или сложных тел, к-рые придают им известную совокупность физических и химических свойств». Oткрытие Mенделеева позволило предвидеть существование, a также свойства ряда неизвестных в то время элементов и послужило научной основой для их классификации . Однако с открытием изотопов стало ясно, что различные совокупности атомов одного и того же элемента могут иметь различающиеся атомные массы; так, радиогенный гелий, выделенный из урановых минералов, в связи с преобладанием изотопа 4 He имеет атомную массу больше, чем гелий космических лучей . Современное понимание химического элемента как совокупности атомов, характеризующихся одинаковым положительным зарядом ядра. равным номеру элемента в Периодической таблице, появилось благодаря фундаментальным работам Генри Мозли (1915) и Джеймса Чедвика (1920) [7] . На середину 2012 года известно 118 химических элементов (с порядковыми номерами с 1 по 118), из них 94 обнаружены в природе (некоторые — лишь в следовых количествах), остальные 24 получены искусственно в результате ядерных реакций. Предпринимались попытки синтеза следующих сверхтяжёлых трансурановых элементов. в т.ч. были заявления о синтезе элемента унбиквадий (124) и косвенных свидетельствах о элементах унбинилий (120) и унбигексий (126), которые пока не подтверждены. Также было объявлено об обнаружении элемента экатория-унбибия (122) в образцах природного тория [8]. однако это заявление в настоящее время оспаривается на основании последних попыток воспроизведения данных с использованием более точных методов. Кроме того, есть сообщения об открытии в метеоритном веществе следов столкновений с частицами с атомными числами от 105 до 130, что может являться косвенным доказательством существования стабильных сверхтяжёлых ядер [9]. Поиски сверхтяжёлых трансурановых элементов в природе, возможных согласно теории острова стабильности. пока не увенчались достоверным успехом, а синтезирование новых трансурановых элементов продолжается в российском, американских, немецком и японском центрах ядерных исследований силами международных коллективов учёных. Информация об ещё не открытых химических элементах доступна в статье Расширенная периодическая таблица элементов . Право предложить название новому химическому элементу предоставляется первооткрывателям. Сообщение о новом открытии проверяется в течение нескольких лет независимыми лабораториями, и, в случае подтверждения, Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК, IUPAC, en:International Union for Pure and Applied Chemistry ) официально утверждает название нового элемента. Не все из известных на сегодня 118 элементов имеют утвержденные ИЮПАК постоянные названия. Самым тяжёлым из официально признанных элементов, имеющих официальные постоянные названия, является 116-й, получивший в мае 2012 года имя ливерморий вместе со 114-м элементом флеровием . Названия сверхтяжёлых элементов с номерами 113, 115, 117, 118, полученные в 2002—2010 годах в России и США, официально пока не утверждены. Они имеют временные систематические названия . Символы химических элементов используются как сокращения для названия элементов. В качестве символа обычно берут начальную букву названия элемента и в случае необходимости добавляют следующую или одну из следующих. Обычно это начальные буквы латинских названий элементов: Cu — медь (cuprum ), Ag — серебро (argentum ), Fe — железо (ferrum ), Au — золото (aurum ), Hg — ртуть (hydrargirum ). Такая система химических символов была предложена в 1811 г. шведским химиком Я. Берцелиусом . Цифрами меньшего размера возле символа элемента обозначаются: слева вверху — атомная масса, слева внизу — порядковый номер, справа вверху — заряд иона, справа внизу — число атомов в молекуле [7] :
химическом кружке для третьеклассников
Особенности
Специфика
Знакомство учеников
Посуда и приборы юного химика
Скачать:
Химические элементы и радуга
Химический элемент
Содержание
История становления понятия
Известные химические элементы
Символы химических элементов
Комментариев нет:
Отправить комментарий