УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧЕМ
А знаешь ли ты, что обруч можно не только крутить на талии, ногах или шее? С обручем даже простые упражнения выполнять необычно и интересно! Попробуй включить их, например, в утреннюю зарядку!
Каждое упражнение выполняй первые дни по 3-5 раз, а позднее - по 6-8 раз. И не забывай, что главное - регулярность!
Держи обруч перед собой. Входи и выходи из обруча. Чем выше поднят обруч, тем труднее выполнять упражнение, но полезнее.
Упражнение 3.
Положи обруч на пол и сядь в центр его по-турецки. Поднимай обруч над головой как можно выше.
Упражнение 4.
Попрыгай через обруч, как через скакалку, сначала вперед, а потом назад.
Звёзды.
Угли пылают, Совком не достать, Ночью их видно, А днём не видать.
Корова.
Среди нашего двора Стоит, как копна: Рожки, как две палочки, торчат, Глазки, как две свечки, горят, Хвост тащится, как Метла, Промеж ног кузовок
Комар.
Мал малышок, Да буян на носок. Собой тонок, А голосом звонок. Летит — визжит, Сядет — молчит. Любит кусаться, Все его боятся, Окна затворяют,
Радуга.
Дождь пришёл, и вырос мост Растянулся на семь вёрст. И висит он золотой — Над деревней и рекой. Не проехать по нему Ни машине, ни коню.
Курица
У матери двадцать деток. Все детки - однолетки.
Это похоже на юбку, но нельзя надевать.
Это похоже на балерину, но неживая.
Это похоже на колесо, но не часть машины.
Это похоже на летающую тарелку, но не летает.
Это похоже на цветок, но не растёт.
Это похоже на кастрюлю, но суп в ней не сваришь.
Это парашют, но не может летать.
Это похоже на гриб, но в лесу не растет.
Из детства помню: сидим с ребятами теплым вечером на песчаном берегу реки Алатырь. Кто-то рассказывает страшные истории, кто-то камешки кидает в воду или кино вспоминает. Но время было тяжелое - в кино ходили редко.
Больше всего мы любили загадывать загадки. Мне сейчас кажется - им не было конца. Все знали их.
И все были перед загадками равны: старшие и младшие, слабые и сильные.
С тех детских посиделок и сохранилось у меня уважительное отношение к загадкам. Образность, поэтичность и мудрость - и все это умещается в нескольких словах: Родился - вился; жил - мучался; пал - убился; нет ему ни отпевания, ни погребения. Чувствуете, как поэтично олонецкая загадка видит простой глиняный горшок. Какой народный философ сделал этот удивительный слепок с человеческой жизни?
Какая емкая аналогия - человек и печной горшок! Простейшая загадка - и целая философия.
Что же такое загадка? Владимир Даль, к которому мы привыкли обращаться, когда речь идет о явлениях народной жизни, объясняет, что загадка - это «иносказание или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». «Итак, загадка - иносказательная речь, которая переносит мысль человека от знакомого предмета, явления, действия в область метафорического мышления. А зачем надо название знакомого предмета прятать? Вместо того чтобы просто назвать колокол, олонецкие мужики придумали ему образ петуха: Садится петух на воротах, коса до полу, голос до неба. Чтобы человек поломал голову?
Для развития сообразительности?
Конечно, загадку мы вправе рассматривать как явление народной педагогики. Со времен седой древности и до наших дней она выполняет педагогические функции. Среди карельских и русских загадок немало таких, которые развивают сообразительность, пластичность мышления: Какой в реке камень? (мокрый). На что поп шляпу купил? (на деньги). Загадки вводят детей в область нравственных понятий: «Чего нигде не купишь? (отца с матерью).
Учат счету, простейшим арифметическим действиям: Батька с сыном, да батька с сыном, да дедушка с внуком, много ли стало?
Загадка - это и народная поэзия. Загадывание было занятием, которое доставляло глубокое эстетическое удовлетворение, перенося тысячу раз виденный предмет или явление в область поэзии, придавало поэтический смысл отдельным его сторонам, заставляя удивляться смелости, образности поэтической мысли народа: Стоит Егорка на пригорке, копьем подпирается, шапкой покрывается. Так народ увидел в зароде сена образ богатыря. Или вот так, всего несколькими словами, дается образ печи: Мать толста, дочь красна, сын храбер, в поднебесье ушел (печь, огонь, дым).
В загадке, записанной в деревне Колатсельге, печь угадывается в тех же образах, но с другими эпитетами, в иной цветовой гамме: Мать белесая, дочь румяная, а сын синеватый.
Для историка, этнографа, фольклориста загадка не только поэзия, но и благодатный источник сведений о древних верованиях. Ведь загадка как один из древнейших жанров устного народного творчества возникла в эпоху мифологического осмысления природы. Человек того времени ощущал себя частью природы, он видел в природе в целом и в каждом отдельном ее явлении - воде, солнце, дереве, камне, животном - живую и разумную силу, считал, что природа активно участвует в его жизни.
Животные, растения, природные силы были как бы братьями человека, общались с ним, помогали или вредили, понимали его речь.
Загадка позволила нам лучше понять психологию древнего человека, для которого природа была родной стихией - домом и источником жизни. Он был в ней равным среди равных. И одухотворение природы по образу и подобию своему было естественным для человека того далекого времени.
В его представлении живая природа способна общаться с человеком - дразнить, помогать или вредить, понимать, что он делает или говорит. Значит, собираясь на промысел, надо сделать так, чтобы утаить свои намерения, иначе не будет успеха. Нельзя, следовательно, говорить, куда идешь, что берешь с собой (какие орудия охоты), называть зверя.
Со всем этим живьем держи ухо востро!
И человек стал хитрить. «Ни пуха ни пера!»-кричали вслед охотнику, чтобы природа - звери и птицы слышали и знали, что охотники никого не убьют. Маленькая хитрость, чтобы обеспечить удачу. Человек даже названия придумывал другие всему, что связано с промысловой деятельностью, заменил одни названия другими: На ели цветочек, а под елью звоночек.
Непосвященный человек никогда не поймет, что такое цветочек на ели. Однако для охотника ясно, что это -дичь, добыча, а звоночек - это собака, облаивающая дичь.
Уже в древних наскальных рисунках (петроглифах) имеются подобные сюжеты. Собираясь на рыбный промысел, древний человек разговаривал примерно так: Шелка кружевные за спину, волчьи сапоги на ноги, быстренько собирайся шустренького ждать. Поди пойми, о чем речь! Ни одного понятного слова о промысле.
Все зашифровано: и невод (кружева), и лапти (волчьи сапоги), и сама шустренькая добыча - рыба.
Конечно, чтобы говорить аллегориями, то есть переводить эти понятия в область метафорического мышления, необходимо хорошее знание производственной деятельности. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел.
Предлагаю студентам расшифровать смысл загадки и убеждаюсь, что современному человеку, плохо знакомому с производственной деятельностью прошлого, со старым бытом и жизненным укладом, символика карельской загадки непонятна. Зато олонецкому мужику здесь все было ясно. Издавна символ молчания - рыба.
Ее домом или средой обитания является вода: озеро, река - здесь она хозяин. Окошки - ячеи невода, в который попались хозяева - рыбы, и вода ушла через ячеи невода - окошки.
Но в финно-угорской мифологии птица олицетворяет водную стихию. И в данной загадке снег - небесная влага- подается через образ птицы. Остается рассмотреть образ солнца. В загадке - это девица безротая, которая съедает снег - птицу бескрылую.
Снова обращаемся к символике декоративного искусства. Солнце как податель тепла и выступает в символических образах коня, петуха, солнечной розетки и женщины с ромбовидной головой. Исследователи отмечают, как органично слились в женщине земное и солнечное начала.
Земля, солнце и влага. Загадка верно выделяет эти три стихии, без которых не может быть ни жизни, ни счастья. Все чрез них и ничего без них!
Зашифрованными в загадке оказались явления природы, орудия труда и охоты, большинство представителей растительного и животного мира. Олонецкая загадка сохранила их метафорические определения: Черна, как жук, бела, как снег, скачет, как бес (сорока). Летит птица перната к царю в палаты, поет, вопит, никого не боится (комар). В этих загадках подмечены самые характерные свойства названных животных, и мы легко узнаем и сороку, и комара. »)
Есть, загадки, которые сохранили какие-то очень древние образы и сравнения, непонятные сейчас: Под горой-горой лежит конь вороной, ни сесть, ни лечь, ни рукой провесть (змея). Трудно в образе вороного коня, верного друга человека, заподозрить коварную змею. Но, вероятно, у древнего человека были основания для такой метафорической замены.
«Вечером не было обычая загадывать, а рассказывали сказки. Загадывать надо было утром. Не знаю, почему был этот закон, но так было»,- сообщила исследователю информатор.
Причину запрета вечернего загадывания Лавонен удалось все же понять. Жительница поселка Калевала К. Н. Галактионова рассказала ей: «Сказки рассказывают вечером, говорят, что железный обруч образуется вокруг дома, когда сказки рассказывают. А когда загадывают утром и если кто отгадает, тогда этот железный обруч снимается.
Это был старый обычай.» Другая жительница из деревни Вокнаволок А. А. Ремшуева уточняет, зачем нужен обруч вокруг дома: «Сказки когда рассказывали, из-за каждой сказки железный обруч образовывался вокруг того дома (где сказки рассказывали. Н. Л.), чтобы плохой дух не мог прийти в дом».
Таким образом, сказка выступает в качестве оберега дома, а загадка, как магический ключ, размыкает, снимает ограждение утром. Вечером боялись загадывать - в дом могли проникнуть злые духи или сама Хозяйка загадок».
Окольная речь или обиняк
Комментариев нет:
Отправить комментарий