test

Девочки зонтики

среда, 6 марта 2013 г.

причастие карточки

причастие карточки

причастие карточки



Все для учителя - Обобщение по теме "Причастие"

Обобщение по теме «Причастие»



Урок-практикум



• систематизировать знания о причастии;



• продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;



• развивать умения пользоваться теоретическим материалом на практике;



• показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.



Необходимый материал:



• Это слово обозначает действие? (Нет.)



• Это слово обозначает признак предмета по действию? (Да.)



Это слово омытая .



• Какой части речи принадлежит это слово? (Причастие.)



• Докажите. (Называют морфологические признаки причастия.)



II. Основная часть.



Постараемся вспомнить все, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.



Проверяем орфографию и пунктуацию, владеете ли вы теоретическим материалом и умеете ли использовать причастия при создании собственного текста.



1. Работа по карточкам (см. приложение 1).



У доски работают 4 человека, остальные выполняют задания по заготовленным карточкам, работая в парах. Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после ее выполнения.



2. Самой сложной была орфограмма «Н и нн в суффиксе страдательных причастий и относительных прилагательных».



• Расскажите правило написания, используя в своем ответе таблицу. (Обсуждения, дополнения ответа собственными примерами.)



• Работа с перфокартой (см. приложение 2). Проверяем по образцу и записываем слова, в которых были допущены ошибки. Сравниваем и сопоставляем признаки прилагательных и причастий.



3. Игра «Редактор» по вариантам (см. приложение 3). Даны предложения, которые нужно записать, исправив ошибки.



4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».



С этим художником мы уже с вами знакомы.



• Рассмотрите внимательно репродукцию.



• Обратимся к тексту по этой картине (см. приложение 4).



• Включите в текст причастные обороты и повторите знаки препинания при них.



Чтение и обсуждение готового варианта текста:



• Какую роль выполняют причастия и причастные обороты в речи?



Вывод: свойства причастий заключать в себе «имени и глагола силу» широко используются в письменной речи, особенно в текстах художественного стиля. Причастия выразительно описывают детали, усиливая образность повествования.



• Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.



• Чем являются причастие и причастные обороты в предложении?



III. Заключительная часть.



Для того чтобы быть грамотными людьми, мы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так и в устной. Ведь, как говорится в русской пословице: Не умеющий ходить – портит дорогу. Не умеющий говорить – портит речь .



IV. Домашнее задание.



Творческая работа (сочинение-миниатюра) на тему «Удивительное рядом». Включите в свой текст причастия и причастные обороты.



ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1



Карточка 1. Выпишите причастия из текста, группируя их по разрядам.



Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Москва расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами. При виде странного города с невиданными формами и необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу.


Ему странно было самому, что свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным желание.



(По Л.Толстому)



Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор .



При колыш_щемся отражении; стел_щийся туман; кле_щая коробку; терп_щий бедствие; шепч_щий на ухо; ла_щий пес; одева_щаяся по моде; бор_щийся со сном; покачива_щимися движениями; держ_щийся за перила; дежур_щий врач.



Карточка 3. Вставьте пропущенные буквы. Графически обоснуйте свой выбор .



Оберега_мый товарищами, ожида_мого поезда, не вид_мый глазом, освеща_мый светом, обожа_мый родителями, озаря_мый луной, обижа_мый братом, едва слыш_мый звук, движ_мый желанием.



Карточка 4. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Графически обоснуйте свой выбор .



В природе все прекрасно: и плывущ_ по небу облака и березка шепчущ_ся с травой и лишайник карабкающ_ся вверх по склону каменистого откоса.



Письмо (не)распечатано и (не)прочитано.



Приложение 2



Поле убрано, овощи сварены в кастрюле, прочитанная книга, печенный мамой торт, картошка испечена в золе, засеянное поле, студеный ключ, израненный солдат, покусанные москитами животные, дистиллированная вода.



Приложение 3



Исправьте ошибки .



1-й вариант: Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова.



2-й вариант: Листья падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев.



Приложение 4



Используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях. Расставьте знаки препинания .



На картине А.А. Пластова «Первый снег» изображена зима _________.



Снежинки _________ медленно ложатся на крыши изб и на _________ землю, оставляя кое-где темные прогалины. На крыльце _________ стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра.


Он _________ выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка _________ выбежала, только успев накинуть на себя платок.


Дети _________ смотрят на преображенный мир.



Возможные ответы. принесшая радость всем; плавно кружащиеся; еще не замерзшая; усыпанный снегом; сгорающий от нетерпения; спешившая увидеть первый снег; широко раскрытые глаза.






Карточки для индивидуальной работы по теме «Причастие»

Блог Директора школы и Учителя



Карточки для индивидуальной работы по теме «Причастие» → Методика



Карточки для индивидуальной работы по теме «Причастие»



(русский язык 6 класс, ОС 2100)



Карточка № 1



Спишите предложения, раскройте скобки, составьте схемы предложений, подчеркните причастия, определите, действительные они или страдательные



За нами выстроились все наши знакомые, приехавшие издалека на конференцию, и мы постарались объяснить кое-что из происходящего.



Просмотренные фильмы мы убрали на полку, когда вернулись вечером в дом, встретивший нас молчанием.



Карточка № 2



Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделите суффиксы:



Произрастать, изучать, очищать, улыбаться, дышать, избегать.



С двумя любыми причастиями составьте сложносочиненные предложения.



Карточка № 3



В предложениях найдите причастия. Подчеркните их теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды причастий.



Убегающая в лес тропинка повела нас дальше, а вскоре появился ожидаемый нами водоем.



Дети, играющие на поляне, не обращали внимания на разговаривающих взрослых.



С тремя причастиями составьте сложные предложения, запишите их, подчеркните причастия тем членом предложения, которым они являются.






Карточки по русскому языку по теме «Причастие»: Мой русский язык

Карточки по русскому языку по теме «Причастие»



Карточка №1



Спишите, вставляя буквы и образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия. Произведите указанные разборы.



Климка поставил на полку последн…ю ярко (начистить) кастрюлю. Павка заметил 3 на стене 1 тень от знаком…й (взлохматить) фигуры. Тоне скучно от этих (расчистить), (расчертить) дорож…к.


Противник с удивлением смотрел на (взъерошить) Павку. Лейтенант был приземистый, краснощёкий 2. с маленькими (подстричь) усиками 2 .



Он рассержен 3 на друга.



Карточка № 2



1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное



Законче (н, нн)а, истопле(н,нн)ая печь, измуче(н, нн)ы, топле(н, нн)ое молоко, печё(н, нн)ый пирог, ипечё(н, нн)ый пирог, измуче(н, нн)ый дорогой путник, песча(н, нн)ый берег, лебеди(н, нн)ый крик, деревя(н, нн)ый кубок, срубле(н, нн)ый сучок.



2. Произведи указанные разборы.



Лесу нужны гусеницы, 7 объедающие 3 листву на деревьях.



Карточка №3



1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное



(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.



2. Произведи указанные разборы.



Басом прогудит вылетевший 3 из зимнего убежища шмель. 4






Карточки по русскому языку по теме «Причастие» на Сёзнайке.ру

Карточки по русскому языку по теме «Причастие»



Карточка №1



Спишите, вставляя буквы и образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия. Произведите указанные разборы.



Климка поставил на полку последн…ю ярко (начистить) кастрюлю. Павка заметил 3 на стене 1 тень от знаком…й (взлохматить) фигуры. Тоне скучно от этих (расчистить), (расчертить) дорож…к.


Противник с удивлением смотрел на (взъерошить) Павку. Лейтенант был приземистый, краснощёкий 2. с маленькими (подстричь) усиками 2 .



Он рассержен 3 на друга.



Карточка № 2



1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное



Законче (н, нн)а, истопле(н,нн)ая печь, измуче(н, нн)ы, топле(н, нн)ое молоко, печё(н, нн)ый пирог, ипечё(н, нн)ый пирог, измуче(н, нн)ый дорогой путник, песча(н, нн)ый берег, лебеди(н, нн)ый крик, деревя(н, нн)ый кубок, срубле(н, нн)ый сучок.



2. Произведи указанные разборы.



Лесу нужны гусеницы, 7 объедающие 3 листву на деревьях.



Карточка №3



1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное



(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.



2. Произведи указанные разборы.



Басом прогудит вылетевший 3 из зимнего убежища шмель. 4






карточки по теме "Причастие"(дифференцированные)

карточки по теме "Причастие"(дифференцированные)



1. Расставь недостающие знаки препинания. Построй схемы предложений.



причастие карточки

Выбери, на какую оценку ты желаешь выполнить работу:



"4" -5 предложений (2,3,4,6,7)



"3" - 4 предложения (1,3,5,6)



4. Спиши, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Над причастиями укажите действительное или страдательное .






Причастие (карточка 2)

Причастие (карточка 2)



1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное



Законче (н, нн)а, истопле(н,нн)ая печь, измуче(н, нн)ы, топле(н, нн)ое молоко, печё(н, нн)ый пирог, ипечё(н, нн)ый пирог, измуче(н, нн)ый дорогой путник, песча(н, нн)ый берег, лебеди(н, нн)ый крик, деревя(н, нн)ый кубок, срубле(н, нн)ый сучок.






Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие»

Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие».



(По части изученного материала). 7 класс.



« Слова, заключающие в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов .



Цель урока. систематизация и обобщение знаний о причастии;



совершенствование умения находить причастие, определять   грамматические



признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии;



определять синтаксическую роль причастия и выделять знаками препинания причастный оборот.



Воспитательная. совершенствование работы в группах, воспитание собранности, чёткости процесса работы.



Оборудование урока. записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека.



Столы расставить так, чтобы каждая группа учеников   в составе шести человек   имела возможность для групповой работы. В каждой группе есть свой консультант. Всего 5 групп.



ХОД УРОКА.



Часть речи, причастная к глаголу,



в образе   прилагательного .



В. Даль.



Слово учителя.



Сегодня мы подведём итоги тому, что успели сделать за первую четверть по теме «Причастие», а задачи урока лежат у вас на столах.



Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды». (Тихо звучит музыка, и начинает читать сказку ученица).



Чудесные гибриды.



Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.



Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием?


Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?



Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный». Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)



Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному.)



-Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.



(1,2 группа доказывает причастность к прилагательному; 3,4 группа доказывает причастность к глаголу, а 5 группа из ответов двух групп составляет план-конспект, т. е. показывает умение выбрать главное из выше сказанного и даёт общий ответ, почему назвали причастием? Огласите свой ответ.



Подводя итог выше сказанному, мы можем отметить, что рекламный заголовок может служить резюме к нашей беседе о причастии, т. е. «слова, заключающие в себе имени и глагола   силу». А в качестве итога работы над понятием «причастие» обратимся к группе предложений, которые лежат у вас на столах. (Ребята знакомятся со всеми предложениями, а отвечают и доказывают по 1-ому предложению, чья группа готова, подаёт сигнал (сигналом может служить любой предмет, издающий звуки ) .



ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы доказали, что совмещение в одном слове признаков двух частей речи делают эти слова богатыми содержательно, а потому и более экономичными, т.е. слова, заключающие в себе имени и глагола силу.



Наверное, вы обратили внимание, что наш урок проводится в форме работы в группах. В каждой группе есть свой консультант, он получит ромашки с номерами, а вы, ребята, вытяните свой номер и под этим номером будете выполнять все задания теоретической и практической части.



СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАБОТЫ – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.



В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из команды вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос под номером, и все, кто имеет данный номер, записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры.



ЗАДАЧА. обдумать вопрос, составить план ответа, привести примеры и после этого подходить к собеседнику, т.е. к любому из присутствующих гостей, и отвечать на вопрос, необходимо взять с собой лист учёта знаний для оценки. (Те, кому не достались собеседники, записываете ответ на лист, приводите примеры и отвечаете консультанту или выходите на контроль к учителю.)



Вопросы для зачёта теоретических знаний были даны заранее.



ВОПРОСЫ :



1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола у причастия.



2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?



3. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями? Приведите примеры. Какой из морфемных признаков свидетельствует о том, что это причастие?



4. Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.



5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.



6. Что общего и чем различаются полные и краткие причастия? Приведите примеры .



7. Расскажите о правописании НЕ с причастиями? Приведите примеры.



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА .



После того, как мы повторили теоретический материал, проведём интеллектуальную разминку. (Для консультантов будет дано задание повышенной трудности).



                                    КАРТОЧКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТОВ.



1. В каких случаях перед вами причастие, докажите. Например :



Блестящий паркет                       -                   блестящий ум.



(паркет, который блестит (от глагола).                    (прилагательное дано в переносном смысле, можно подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)



Причастие или прилагательное, докажите.



1. Память у него была блестящая.



2. Подходящие к перрону поезда.



Остальные участники групп работают вместе с учителем.



ЗАДАНИЕ № 1. Замените без запинки одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно.



Добросовестно выполненная работа.



(Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)



Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).



1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).



2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).



3. Картина, которую написал художник.   ( Картина, написанная художником.)



4. Доклад, который подготовил ученик.   (доклад, подготовленный учеником.)



ЗАДАНИЕ №2.    От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их   и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)



Карточка № 1.        Карточка №2.       Карточка № 3          Карточка № 4.     Карточка № 5.



Изображает.           Достигает.              Вдохновляет.


        Побеждает.         Прославляет.



ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТОВ. (Проверяются карточки с заданиями.)



СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП УРОКА - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.



Условие работы: Консультант получает конверты с практической частью   и раздает участникам групп карточку, соответствующую номеру участника.



Проверять практическую часть и оценивать работу ученика можно с любым    из присутствующих гостей, а также с консультантом   или учителем .



КАРТОЧКА № 1.



Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время. Найдите имена прилагательные, обозначьте их окончания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных и причастий.



1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося   стада коз, которых   в   Арзамасе бе(с, з)численное множество.



2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.



3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега. ( А. Гайдар).



КАРТОЧКА № 2.



Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.



1. На елов…   ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.



2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.



3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.



( Из журнала   « Юный натуралист».)



КАРТОЧКА № 3.



Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.



1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.



2. По временам только в стороне   синели в…рхушки отдалённого леса   т…нувшегося   по берегам   Днепра.



3.   На берёзе   ра(с,з)кинувшейся в небе   (не)шевелит(?) ся ни один лист .



КАРТОЧКА № 4.



Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик   словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.»   Объяснить   правописание суффиксов причастий.



Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.



КАРТОЧКА № 5.



Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.



В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.



Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.



КАРТОЧКА № 6.



Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.



Образец:   думающий-думать   (1спряж.)



Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся,   разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.



КАРТОЧКА № 7.



Задание: Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы   и запятые.



1. Ещё (не)тронутые увяданием георгины гордо высились перед окном.



2. (Не)засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Пословица).



3. Подросток никогда (не)бывавший на охоте упустил зайца.



4. Друг (не)испытанный, что орех (не)расколотый. (Пословица)



5. Груши (не)куплены, а выращены в нашем саду.



ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП РАБОТЫ - ТВОРЧЕСКИЙ.



Ребята, мы с вами знаем, что слова, заключающие «в себе имени и глагола силу», широко используются в письменной речи. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями   с помощью причастия. Давайте вспомним, что нам эта работа уже знакома. Не так давно мы писали сочинение, описывая внешность человека.


И потому я предлагаю написать каждому в группе сочинение – миниатюру в качестве подарка нашим гостям, где вы попытаетесь описать любого из присутствующих. Листочки для работы вы должны были подготовить, придать им своеобразную форму, оформить эстетически.



Задание. Используйте в речи причастия,   правильно их употребив.



А пробуждению творческого вдохновения вам помогут музыка и картины. Ребята пишут сочинение, проверяют и дарят тому учителю, о котором писали.



Подводим итог урока.



Чему научил нас урок на тему «Причастие»?



Записываем дом. задание: выписать из художественной литературы предложения с причастиями и причастными оборотами.







Комментариев нет:

Отправить комментарий