test

Девочки зонтики

понедельник, 4 марта 2013 г.

условные знаки карточки

условные знаки карточки

условные знаки карточки



Материал по географии (6 класс) по теме: Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 2



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Луг Железная дорога Мост на реке Колодец Овраг Гора Болото Ручей



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 3



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



Виноградник



    Озеро Грунтовая дорога Лиственный лес Впадина Фруктовый сад Болото Ручей Кустарник



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 4



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Кустарник Река Поселок Холм Мельница Река Хвойный лес Автомобильная дорога



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 5



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Овраг Кустарник Смешанный лес Просека (вырубка) Кустарник Холм Мост на реке Железная дорога



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец








Реферат "Введение рабочей карты в ОВД и порядок нанесения на нее оперативной обстановки"

Введение рабочей карты в ОВД и порядок нанесения на нее оперативной обстановки



Файл 1



РОССИЙСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РЕФЕРАТОВ (С) 1996. ДАННАЯ РАБОТА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ, СОЗДАННОЙ СЕРВЕРОМ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА - HTTP://WWW.STUDENTS.RU .



II. Cодержание



1. Виды и назначение простейших графических документов.






Спортивное ориентирование: Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР - Спортивное ориентирование в Пензе и Пензенской области - МОУ ДОД СДЮСШОР №7 г. Пензы - Спортивная школа олимпийского резерва

Спортивное ориентирование: Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР



Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)



Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис. б): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения.


В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.



Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт



Рисунок 6a. Условные знаки - Рельеф, Скалы и камни



Рисунок 6b. Условные знаки - Гидрография и болота, Растительность



Рисунок 6c. Условные знаки - растительность, Искусственные сооружения



Рисунок 6d. Условные знаки - Искусственные сооружения



Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).



Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.



Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д. границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.



Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д. которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.



Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д. т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.



В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.



Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.



Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.



Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.



В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП. Например: чему равно расстояние от старта до первого КП?


Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?



Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП.


Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.



Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.



Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.



Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».



Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.



После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.



Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.



Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него.


Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров. Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.



Затем группа начинает движение на КП-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях.


Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.



Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.



Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути.


По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей. Через 300-350 м команды меняются местами.



Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.



Перечислим некоторые из них. 1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки. 2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти.


3. Взять одну из карточек, на которой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.



После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.



В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.



В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.



Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.



Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке.


Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.



Домашнее задание. 1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.



2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.



Рисунок 7. Карточка для домашнего задания



3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.



4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.



5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.



Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)



Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия).


Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.



На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.



Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса.


Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл. 2).






Урок окружающего мира в 4-м классе по авторской программе О.Т. Поглазовой по теме: "Изображение местности на плане. Топографические условные знаки. Эвакуация по плану здания" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок окружающего мира в 4-м классе по авторской программе О.Т. Поглазовой по теме: "Изображение местности на плане. Топографические условные знаки. Эвакуация по плану здания"



Цель: на практическом занятии закрепить первичные знания о плане, чертеже, рисунке; научить ориентироваться по плану зданий при ЧС и топографической карте.



Задачи урока:





  1. Сформировать знания учащихся о способах изображения предметов на плане и топографической карте.


  2. Закрепить знания о масштабе и его практическом использовании.


  3. Закрепить умения пользоваться компасом.


  4. Познакомить учащихся с топографическими знаками.


  5. Научить ориентироваться по плану зданий при ЧС.




Оборудование:



1. Компас.



2. Карточки с топографическими знаками.



3. Таблица «Этапы составления плана».



4. Карточки на клейкой основе – геометрические фигуры с изображением форм классной мебели.



5. Иллюстрированные пособия ( образцы плана эвакуации из здания школы, топографический план местности) .



6. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).



Ход урока



1. Организационный момент



2. Подготовительная беседа к практическому заданию. Повторение пройденного



Учитель: Сегодня на уроке, выполняя практическое задание, вы сможете самостоятельно создать план классной комнаты и план местности. Для этого вспомните ключевые понятия план, рисунок, чертёж. (На доске выставляются карточки с ключевыми понятиями и их изображения в произвольном порядке)



Задание 1



- Соотнесите понятия с изображениями. Объясните свой выбор.



- В чём достоинство рисунка? (Рисунок передаёт цвет, объём, свет, его просто понять…)



- В чём достоинство плана? (По плану можно ориентироваться…)



- Что называется планом местности (Вид сверху…)



- Каким образом можно увидеть местность сверху? (Подняться на самолёте, вертолёте)



- Удобно ли выполнять графические работы на ходу самолёта, вертолёта?



- Как же тогда быть? Как запомнить, что видели сверху? (Нужно использовать фотосъёмку)



Задание 2



Составьте план действий, которые нужно предпринять для составления плана местности.



Сначала ребята высказывают свои предположения. а затем на доску вывешивается план действий:



1. Посмотреть сверху.



2. Сфотографировать.



3. Изобразить на листе (на плоскости).



3. Практическая работа «Составление плана классной комнаты»



- Представьте, как выглядит мебель в классе сверху?



(Используются карточки геометрических фигур, определяется по размеру карточек каждый объект мебели, насчитывается количество парт, стульев, шкафов…)



Ход практической работы



1. На доске вывешивается основа для плана классной комнаты (лист бумаги форматом А3)



– Это план класса? (Нет.)



-  Чего не хватает? (Условных знаков мебели.)



2. Какие объекты в классе удобнее разместить в первую очередь? (Те, что у стен.)



3. У доски работают два ученика: наклеивают условные обозначения мебели находящейся у стен.



4. Расстановку парт и стульев по рядам выполняют ребята с разных рядов цепочкой.



5. Применение плана зданий ( отдельных помещений) в практике.



Итак, план готов! Как его можно использовать? (Сделать перестановку, организовать праздник…)



4. Чтение плана эвакуации из здания школы



А ещё можно при помощи плана здания ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций. Такой план называют «План эвакуации».



- Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Какие условные обозначения добавлены?  (Стрелки)



- Для чего эти стрелки? (Они указывают направление движения)



- Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.



- Чего ещё не достаёт на нашем плане? (Направление сторон горизонта)



5. Определение сторон горизонта по компасу (повторение)



- Как определить стороны горизонта? (По компасу)



- Слушание стихотворения А.Усачева «Магнитная стрелка» (Читают подготовленные учащиеся наизусть)



Магнитную стрелку на север манила



Какая-то всем непонятная сила.



И вот разгорелись научные споры:



Что тянет её в ледяные просторы?






условные знаки карточки
Условные знаки (картография) — Википедия

Условные знаки (картография)



Содержание



Масштабность условных знаков



Условные знаки могут быть классифицированы по масштабности (пространственной протяжённости объектов). Так различают:





  • масштабные условные знаки (площадные и линейные);


  • внемасштабные условные знаки (точечные);


  • пояснительные знаки.




Площадные



Площадными условными знаками на карте отображают значительные по двумерной пространственной протяжённости объекты, которые могут быть отображены в заданном масштабе карты.



Примерами таких объектов могут быть: территория государства на карте масштаба (М) 1:40000000 или земельный участок на плане М 1:500.



Площадные условные знаки выглядят, как…






Условные знаки спортивных карт СССР

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование



Тематика и методика проведения занятий кружка



Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР



Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)



Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис. 6): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения.


В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.



Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт



Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).



Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.



Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д. границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.



Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д. которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.



Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д. т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.



В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.



Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.



Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.



Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.



В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП. Например: чему равно расстояние от старта до первого КП?


Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?



Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП.


Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.



Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.



Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.



Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».



Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.



После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.



Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.



Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него.


Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров. Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.



Затем группа начинает движение на К.П-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях.


Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.



Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.



Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути.


По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей. Через 300-350 м команды меняются местами.



Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.



Перечислим некоторые из них.



1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки.



2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти.



3. Взять одну из карточек, накоторой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.



После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.



В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.



В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.



Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.



Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке.


Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.



Домашнее задание:



1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.



2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.



3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.



4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.



5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.



Рисунок 7. Карточка для домашнего задания



Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)



Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия).


Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.



На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.



Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса.


Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл. 2).






Материал по географии (6 класс) по теме: Карточки по географии. 6 кл. Тема: Топографические знаки | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 2



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Луг Железная дорога Мост на реке Колодец Овраг Гора Болото Ручей



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 3



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



Виноградник



    Озеро Грунтовая дорога Лиственный лес Впадина Фруктовый сад Болото Ручей Кустарник



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 4



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Кустарник Река Поселок Холм Мельница Река Хвойный лес Автомобильная дорога



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 5



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Овраг Кустарник Смешанный лес Просека (вырубка) Кустарник Холм Мост на реке Железная дорога



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец



Тема: «Условные топографические знаки»



Задание 1



Нарисовать, как обозначается на топографических картах:



    Ручей Домик лесника Смешанный лес Кустарник Впадина Вершина горы Овраг Колодец








Реферат "Введение рабочей карты в ОВД и порядок нанесения на нее оперативной обстановки"

Введение рабочей карты в ОВД и порядок нанесения на нее оперативной обстановки



Файл 1



РОССИЙСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ РЕФЕРАТОВ (С) 1996. ДАННАЯ РАБОТА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ, СОЗДАННОЙ СЕРВЕРОМ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА - HTTP://WWW.STUDENTS.RU .



II. Cодержание



1. Виды и назначение простейших графических документов.






Спортивное ориентирование: Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР - Спортивное ориентирование в Пензе и Пензенской области - МОУ ДОД СДЮСШОР №7 г. Пензы - Спортивная школа олимпийского резерва

Спортивное ориентирование: Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР



Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)



Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис. б): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения.


В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.



Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт



Рисунок 6a. Условные знаки - Рельеф, Скалы и камни



Рисунок 6b. Условные знаки - Гидрография и болота, Растительность



Рисунок 6c. Условные знаки - растительность, Искусственные сооружения



Рисунок 6d. Условные знаки - Искусственные сооружения



Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).



Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.



Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д. границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.



Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д. которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.



Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д. т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.



В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.



Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.



Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.



Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.



В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП.


Например: чему равно расстояние от старта до первого КП? Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?



Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП.


Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.



Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.



Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.



Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».



Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.



После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.



Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.



Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него. Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров.


Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.



Затем группа начинает движение на КП-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях.


Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.



Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.



Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути. По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей.


Через 300-350 м команды меняются местами.



Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.



Перечислим некоторые из них. 1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки. 2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти.


3. Взять одну из карточек, на которой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.



После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.



В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.



В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.



Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.



Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке.


Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.



Домашнее задание. 1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.



2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.



Рисунок 7. Карточка для домашнего задания



3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.



4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.



5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.



Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)



Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия).


Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.



На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.



Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса. Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл.


2).



условные знаки карточки



Урок окружающего мира в 4-м классе по авторской программе О.Т. Поглазовой по теме: "Изображение местности на плане. Топографические условные знаки. Эвакуация по плану здания" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок окружающего мира в 4-м классе по авторской программе О.Т. Поглазовой по теме: "Изображение местности на плане. Топографические условные знаки. Эвакуация по плану здания"



Цель: на практическом занятии закрепить первичные знания о плане, чертеже, рисунке; научить ориентироваться по плану зданий при ЧС и топографической карте.



Задачи урока:





  1. Сформировать знания учащихся о способах изображения предметов на плане и топографической карте.


  2. Закрепить знания о масштабе и его практическом использовании.


  3. Закрепить умения пользоваться компасом.


  4. Познакомить учащихся с топографическими знаками.


  5. Научить ориентироваться по плану зданий при ЧС.




Оборудование:



1. Компас.



2. Карточки с топографическими знаками.



3. Таблица «Этапы составления плана».



4. Карточки на клейкой основе – геометрические фигуры с изображением форм классной мебели.



5. Иллюстрированные пособия ( образцы плана эвакуации из здания школы, топографический план местности) .



6. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).



Ход урока



1. Организационный момент



2. Подготовительная беседа к практическому заданию. Повторение пройденного



Учитель: Сегодня на уроке, выполняя практическое задание, вы сможете самостоятельно создать план классной комнаты и план местности. Для этого вспомните ключевые понятия план, рисунок, чертёж. (На доске выставляются карточки с ключевыми понятиями и их изображения в произвольном порядке)



Задание 1



- Соотнесите понятия с изображениями. Объясните свой выбор.



- В чём достоинство рисунка? (Рисунок передаёт цвет, объём, свет, его просто понять…)



- В чём достоинство плана? (По плану можно ориентироваться…)



- Что называется планом местности (Вид сверху…)



- Каким образом можно увидеть местность сверху? (Подняться на самолёте, вертолёте)



- Удобно ли выполнять графические работы на ходу самолёта, вертолёта?



- Как же тогда быть? Как запомнить, что видели сверху? (Нужно использовать фотосъёмку)



Задание 2



Составьте план действий, которые нужно предпринять для составления плана местности.



Сначала ребята высказывают свои предположения. а затем на доску вывешивается план действий:



1. Посмотреть сверху.



2. Сфотографировать.



3. Изобразить на листе (на плоскости).



3. Практическая работа «Составление плана классной комнаты»



- Представьте, как выглядит мебель в классе сверху?



(Используются карточки геометрических фигур, определяется по размеру карточек каждый объект мебели, насчитывается количество парт, стульев, шкафов…)



Ход практической работы



1. На доске вывешивается основа для плана классной комнаты (лист бумаги форматом А3)



– Это план класса? (Нет.)



-  Чего не хватает? (Условных знаков мебели.)



2. Какие объекты в классе удобнее разместить в первую очередь? (Те, что у стен.)



3. У доски работают два ученика: наклеивают условные обозначения мебели находящейся у стен.



4. Расстановку парт и стульев по рядам выполняют ребята с разных рядов цепочкой.



5. Применение плана зданий ( отдельных помещений) в практике.



Итак, план готов! Как его можно использовать? (Сделать перестановку, организовать праздник…)



4. Чтение плана эвакуации из здания школы



А ещё можно при помощи плана здания ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций. Такой план называют «План эвакуации».



- Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Какие условные обозначения добавлены?  (Стрелки)



- Для чего эти стрелки? (Они указывают направление движения)



- Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.



- Чего ещё не достаёт на нашем плане? (Направление сторон горизонта)



5. Определение сторон горизонта по компасу (повторение)



- Как определить стороны горизонта? (По компасу)



- Слушание стихотворения А.Усачева «Магнитная стрелка» (Читают подготовленные учащиеся наизусть)



Магнитную стрелку на север манила



Какая-то всем непонятная сила.



И вот разгорелись научные споры:



Что тянет её в ледяные просторы?






Условные знаки (картография) — Википедия

Условные знаки (картография)



Содержание



Масштабность условных знаков



Условные знаки могут быть классифицированы по масштабности (пространственной протяжённости объектов). Так различают:





  • масштабные условные знаки (площадные и линейные);


  • внемасштабные условные знаки (точечные);


  • пояснительные знаки.




Площадные



Площадными условными знаками на карте отображают значительные по двумерной пространственной протяжённости объекты, которые могут быть отображены в заданном масштабе карты.



Примерами таких объектов могут быть: территория государства на карте масштаба (М) 1:40000000 или земельный участок на плане М 1:500.



Площадные условные знаки выглядят, как…






Условные знаки спортивных карт СССР

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование



Тематика и методика проведения занятий кружка



Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР



Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)



Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис.


6): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения. В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.



Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт



Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).



Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.



Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д. границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.



Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д. которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.



Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д. т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.



В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.



Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.



Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.



Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.



В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП. Например: чему равно расстояние от старта до первого КП?


Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?



Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП.


Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.



Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.



Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.



Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».



Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.



После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.



Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.



Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него. Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров.


Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.



Затем группа начинает движение на К.П-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях.


Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.



Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.



Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути.


По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей. Через 300-350 м команды меняются местами.



Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.



Перечислим некоторые из них.



1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки.



2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти.



3. Взять одну из карточек, накоторой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.



После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.



В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.



В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.



Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.



Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке.


Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.



Домашнее задание:



1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.



2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.



3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.



4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.



5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.



Рисунок 7. Карточка для домашнего задания



Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)



Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия).


Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.



На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.



Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса. Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл.


2).







Комментариев нет:

Отправить комментарий