test

Девочки зонтики

понедельник, 4 марта 2013 г.

состав слова 3 класс карточки

состав слова 3 класс карточки

состав слова 3 класс карточки



OZON.ru - Книги | Тренинговые разрезные карточки русскому языку по теме "Состав слова". 2-4 классы | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-7057-0474-7

Тренинговые разрезные карточки русскому языку по теме "Состав слова". 2-4 классы



От производителя



Пособие содержит тренинговые карточки по русскому языку для учащихся 2-4 классов. Они разработаны с опорой на три системы обучения: традиционную, Занкова и Эльконина-Давыдова.






Конспект урока русского языка:"Состав слова. Приставка." 3 класс » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени

Обратите внимание:



1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".



2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.



3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!



4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).



5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!



Тема урока. Состав слова. Приставка.



Цель урока:



1) научить выделять приставки в словах, понимать их роль и значение; дать понятие о единообразном написании приставки независимо от произношения, учить осознанно употреблять слова с приставками в речи;



2) развивать речь, умение выполнять морфемный разбор слов, мыслительные операции на основе полученных знаний, распознавать орфограмму в слове и проверять её;



3) воспитывать внимание к слову, интерес к родному языку.



Формы работы: индивидуально – групповая.



Методы работы: проблемно - поисковый метод.



Оборудование: таблица «Состав слова», репродукции картин по теме «Зима в природе», индивидуальные опорные схемы, карточки для индивидуальной работы (красные, жёлтые, зелёные), проектор.



На экране.



Друзья, задача наша такова – Открыть всем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют.



Ход урока.



1. Организационный момент.



2. Чистописание. На доске:



сзм см ем вью въю



иней вьюга метель пурга буран



Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.



----Записали. Объяснили значение слов (синонимы), орфограммы в словах (разделительный ь, безударные гласные, заглавные буквы, НЕ с глаголами…).



----Установили связь с темой урока.



3. Актуализация опорных знаний.



предмет признак действие



кто? что? какой? что делать?



веселье весёлый повеселить



заморозки морозный отморозить



вьюга вьюжный г/ж завьюжить



зима зимний перезимовать



• Объясняю задание ( Слова записать по столбикам)



• Диктую слова вразбивку. В результате получится такая запись (повторили части речи).



• Проверяем.



—Прочитайте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.



---Как называются слова, написанные на одной строчке? Почему? Докажите (смысл, корень). Объясните орфограммы .



4. Сообщение темы и цели урока.



1) Читаем стих (на экране). – Мы изучаем состав слова. Приставка, её роль.



2) Всё на свете из чего – то состоит: лес – из деревьев, пирог – из теста и начинки…



Слова сделаны из морфем. Сколько их? Назовите (учащиеся работают с индивидуальными опорными схемами).



3) Сейчас мы будем говорить о значении каждой части слова, но особо – о приставке и её роли. Мы будем «собирать» и «разбирать» слова.



5. Практическая работа.



• На экране стихи. Изображение зайца.



В лес примчался первый снег, П…пр…сился на н…члег. Перепуганный не в шутку Прим…рять стал заяц шу…ку. - Ребята, внимательно прочитайте, объясните орфограммы и назовите слова с приставками.



• - Что такое приставка? (Часть слова перед корнем…). - Чтобы выделить приставку, нужно ли видеть корень? (Да). - Обратите внимание на написание приставок, сравните: побежал по дороге, забежал за угол, доплыл до берега.



• Работа на доске. Зам…тает пурга белый путь, Хочет в мя…ких сн..гах п…т…нуть. Ветер резвый уснул на пути. Не пр…ехать в л…су, не пройти. Сергей Есенин (портрет).


Самостоятельно работают. Один ученик у доски. Проверка.



• Записать слова, выделить корень, приставку: п…дарок, п…кр…снеть, п…зв…нить; насл…дить, наб…жал, наехать; заскр…пел, заб…лел, зазв..нить; опадать, оговорить, отл..тел; сделал, сбил, сжал, сгрыз. Один ученик работает у доски. Графическая схема: приставка, корень (3), суффикс, окончание (1). основа (2).


Порядок разбора слов по составу. Правописание приставок.



• Словообразовательная работа (устно). На доске начерчены схемы, магнитами прикреплены карточки со словами, 4 ученика выбирают карточки к указанным схемам, получится: а) подснежники, подделка, походка, заморозки, подарок; б) рассол, рассказ, заезд, перелёты, записи; в ) зимний, снеговой, морозный, вьюжный снежный; г) зима, вьюга, солнце, пурга, бураны.



• Игра. Не хитрая штука, да в каждой игре - наука.



1) - Укажи лишнее словосочетание. - Почему? Смысл фразеологизма: повесить нос, развесить уши, мороз по коже, намотать на ус.



2) Зимняя игра. Будем катать снежный ком из родственных слов разных частей речи. Слова с приставками записываем.


Читаю: снег, снежок, снежинка, заснеженный, снеговой, мороз, заморозки, отморозил, приморозил, зимушка, зимовать. перезимовать.



3) Докажи (смотри ниже). Это формы одного слова или родственные слова?



- Как называется часть слова, которую добавляли к корню? Какова её роль?



у- по- за



до- лёт (смысл)



при-



на-



вз- под-



6. Самостоятельная работа: а) по разноцветным карточкам по группам (разноуровневые задания):



ЗЕЛЁНЫЕ 1) Определи часть речи, выдели окончание в карточке: свет светлый светлячок



2)Составь и запиши рядом слово: а ушк корм



3)Прочитай слова и выдели корень: цветок поезд звезда



приставку: пожар пришёл



суффикс: голодный травка



КРАСНЫЕ 1)Определи часть речи, выдели окончание: друг дружный дружок друзья дружат



2)Составь и запиши слово: а к по сад



3)Прочитай и выдели в словах корень: сторожка посуда победа



приставку: прилетел поехал замазка



суффикс: добренький домишко



ЖЁЛТЫЕ 1)Определи часть речи, выдели окончание: рыбка труд добрый



2)Составь и запиши слово: жар по



3)Прочитай слова и выдели в словах корень: ворона ягодка столик



приставку: поход выезд



суффикс. рыбка лесник



Проверка. Отвечает один ученик от группы.



б) Диктант. Белочка. (изображение зверька на экране)



Закружила метель. Белочка поспешила к гнезду, забралась, прикрылась хвостиком. Утих ветер.


Вылезла белка и поскакала.



----Укажите слова с приставками.



7.Обобщение. Ответ: «да», «нет»



• Поспешишь – людей насмешишь?



• Приставка – это слово?



• Предлог – это часть слова?



• Корень – это главная часть слова?



• В слове ЗАМЁРЗЛИ есть приставка?



• Предлоги со словами пишутся слитно?



• Есть ли по написанию одинаковые предлоги и приставки?



2)Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с изображением смайлика: улыбка или недовольство.






Конспект урока: Состав слова. Корень. 3 класс

Конспект урока: Состав слова. Корень. 3 класс



Тип: Урок изучения нового материала.



Цель урока. Выделить общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ, путём мини исследования.



Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова - корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ.



Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.



- карточки дифференцированных заданий,



Ход урока:



1. Организационный момент:



На части не делится солнце лучистое



И вечную землю нельзя поделить,



Но искорку счастья луча золотистого



Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.



(Журнал «Начальная школа»)



- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.



2. Проверка домашнего задания.



- Начнём урок с проверки домашнего задания.



- Какое домашнее задание вы для себя выбрали? (Составили предложения про свой дружный класс, упр. 115)



- Кто желает прочитать свои предложения?



«Наш класс очень дружный. Мы часто проводим интересные праздники. Ходим на экскурсии.


Помогаем друг другу в трудной ситуации».



- Молодцы! Очень хорошие слова. Да, ребята, на этом уроке я не смогу обойтись без вашей помощи.


Только вместе мы преодолеем все трудности.



3. Актуализация и мотивация



а) Пальчиковая гимнастика



Запишите в тетради число, классная работа.



б) Словарная работа и минутка чистописания (начинается презентация).



koren-slova.ppt [3,96 Mb] (cкачиваний: 29)



- Начнём урок со словарной работы.



- Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их надо запоминать и правильно писать)



Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран. Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только пропущенные буквы.



- Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу было легко вас проверить.



- Внимание на экран (слайды)



- Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.



- Кто получил «5» поднимите руки, «4» -. «3» - ?



б) Введение в проблему.



- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень)



- Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется - корень.



О каком из корней мы сегодня будем говорить? (… предположения, проблема)



4. Сообщение темы и целей.



Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь.



- Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)



5. Изучение нового материала (мини исследование)



Давайте рассмотрим рисунок. Что вы видите? (я вижу дерево)



- Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у дерева, затем появляются ветви и листва.



- Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)



- Ответьте на вопрос:



- Что сделал дед с репкой? (посадил)



- Кто работает в саду? (садовник)



- В саду необходим какой инвентарь? (садовый)



- Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)



- Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)



- Она важна для них? (да, она передает их основное значение)



- Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)



- Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их основное значение. Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!



6. Первичное закрепление.



а) - Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 48.



- Каким знаком будем выделять корень слова?



В упражнении 118 найдите однокоренные слова к нашему словарному слову



РОДИНА, выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..



- У доски будет работать …



- По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову. (дифференцированное задание творческого характера)



- Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет. Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной смысл слов)



- Кто заметил лишнее слово? (самородок) Почему? Состоит из двух частей (сам родился). Да ребята, в русском языке есть сложные слова, в которых два корня.



б) Составьте своё предложение с одним из этих слов. Запишем предложение Алексея Толстого.



У доски будет работать ….



в) Разбор предложения.



- Почему для русского народа так важен родной язык? (общение, чтение книг не возможно без языка) Поэтому так важно его изучать нам на уроке!



Разминка для глаз (слайд)



- Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку.



7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.



- Ребята, я думаю, вы сами выберете для себя задание, которое вам больше подойдёт.



1 задание – самое лёгкое. Его выполнит даже тот, кто ещё не уверен в своих знаниях. с.48 упр.120. Надо вставить в слова пропущенные буквы, записать их в строчку, выделить корень.



2 задание – сложнее. Надо выписать из текста только однокоренные слова, выделить корень.



3 задание – самое сложное. Надо найти однокоренные слова, среди предложенных слов и придумать свои.



Для тех, кто справится со своим заданием раньше, я приготовила карточки с индивидуальными заданиями.



- Кому нужна моя помощь? (…) Иди (…) к доске выполнять первое задание.



- Кто выбрал для себя второе задание? К доске пойдёт …



- Есть те, кто не побоялся трудностей и выбрал 3 задание? Вы работаете самостоятельно.



- Самопроверка. Кто не допустил ошибок? Кто одну?


Две? Молодцы!



8. Контроль знаний:



- Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам предлагаю.



Выпишите в строчку только правильные ответы.



1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.






Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе по теме :" Закрепление по теме Состав слова." » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени

Обратите внимание:



1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".



2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.



3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!



4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).



5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!



урок-игра



русский язык



3 класс



Тема. «Закрепление ранее изученного материала по теме "Состав слова"».



Цели. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему миру.



Оборудование. Наборные полотна, карточки для разбора слов по составу, с суффиксами, частями слов (поездка, прогулка), цветок - ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского «Октябрь»; иллюстрации волшебного дерева, осеннего леса, корзинка грибов.



Ход урока



I. Организационный момент



II. Сообщение темы и целен урока



Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского



языка: урок-игра «Путешествие в страну родственных слов». Мы с вами будем выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.



III. Повторение ранее изученного материала



У. Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.



На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем -сад-.



Как-то много лет назад



Посадили странный сад.



Не был сад фруктовым,



Гулять в саду словесном! –



Какие слова выросли из корня -сад-?



Дети называют слова, а учитель прикрепляет их к веточкам дерева.



Д. Рассада, садовод, садовник, посадили, посадки.



У. Как называются эти слова?



Д. Родственные или однокоренные.



У. Почему?



Д. У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.



У. На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.



Д. Посадит, потому что все слова - существительные, а это глагол.



У. На наборном полотне разберите по составу существительное рассада, посадки и объясните, какая часть слова образовала новое слово и какая орфограмма находится в этой части слова.



Дети работают на индивидуальных наборных полотнах: показывают схему-состав слов (рассада, посадки, садовод, садовник) при помощи карточек'.



- окончание (квадрат синего цвета):



- корень (овал красного цвета);



- приставка (прямоугольник желтого цвета);



- суффикс (треугольник зеленого цвета).



Ученик 1. Слово рассада образовано при помощи



приставки- рас. которую пишем с безударной гласной а.



В тетради дети записывают соединение букв рас, которое показывает учитель на карточке.



Ученик 2. Слово посадки образовано при помощи приставки по-, которая пишется с безударной гласной о.



В тетради дети записывают соединение букв по, которое учитель показывает на карточке.



У. Какая орфограмма находится в корне слова: посадки?!



Д. Парная звонкая согласная д. Проверим словом посадил.



В тетради дети записывают соединение дк.



Ученик 3. Слово садовод состоит из двух корней, а безударная гласная о соединила эти корни.



Дети записывают в тетради соединение ов.



Ученик 4. Слово садовник образовано при помощи суффиксов -ов- и -ник. В суффиксе -ник- безударная гласная и.



Дети записывают в тетради соединение ник.



У. Как пишутся корни в родственных словах?



Д. Корни пишутся одинаково.



У. Какая безударная гласная во всех этих словах?



Д. Безударная гласная а.



IV. Физкультминутка



V. Повторение ранее изученного материала



Стоит в поле кудряшка –



Белая рубашка,



Сердечко золотое.



Что это такое?



Д. Ромашка.



Учитель показывает рисунок ромашки. Подготовленный ученик рассказывает о лекарственной ромашке.



У. А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка - ее лепестки будут состоять из родственных слов. У доски работает один ученик, который составляет ромашку из родственников слова осина.



На доске:



Лепестки: осинка, оса, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик



Ученик составляет ромашку. Класс работает по вариантам. У каждого ученика на парте - лепестки ромашки.



Вариант 2 - составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.



У. Какие лепестки оказались лишними? Почему?



Д. В первом варианте это слова водить, провод, так как они не связаны по смыслу с остальными.



- Во втором варианте это слово горе.



У. А теперь - следующее задание. Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово.



У каждого ученика на парте - карточки с частями слова.



Вариант 1



-а-, -к-, -по-, -езд-



Вариант 2



-к-, -гул-, -а-, -про-



Из рассыпанных частей ученики составляют слова поездка и прогулка, разбирают их по составу.



- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.



Учитель закрепляет на доске иллюстрацию с изображением осеннего леса.



- Что произошло в лесу с приходом осени? Составьте и запишите несколько предложений про осенний лес. Примерный текст



Осенний лес стоит в золотом уборе. Разноцветный ковер лежит на земле.



— А какие деревья не изменили окраску с приходом осени?



Д. Ели и сосны.



У. Послушайте сказку про любопытную елочку, найдите и выпишите все родственные слова.



Учитель рассказывает сказку под музыку П.И. Чайковского, написанную к одному из осенних месяцев из альбома «Времена года»:



В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.



— Почему, — спрашивала Елочка у мамы Елки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих — нет?



— Не огорчайся, — отвечала мама. — Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.



— Почему, — спрашивала Елочка у бабушки — Старой Ели, — к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?



— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Елочку бабушка.



У. Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?



Д. В шишках - еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.



У. Какие родственные слова вы выписали?



Д. Елочка, елка, ель, ельник, еловые.



У. Разберите по составу эти слова. Какие части слова образовали новые слова?



Д. Все слова образованы при помощи суффикса.



На доске:



елочка, елка, ельник, еловые



Мы с вами входим в лес.



В стороны руки, плавно помашем –



Это к нам птицы летят.



Как они тихо садятся, покажем



Крылья сложили назад.



Наклонились и присели,



Заниматься тихо сели.



VII. Словарно-орфографическая работа



У. Птицы - обитатели леса, а кто еще живет в лесу?



Д. Дикие животные.



Учитель показывает иллюстрации с изображениями животных, названия которых дети записывают в столбик, объясняя орфограммы:



собака заяц корова лисица



У. Назовите диких животных.



Д. Заяц, лисица.



У. Назовите домашних животных.



Д. Собака, корова.



У. Назовите их детенышей.



Д. Собака - щенок, заяц - зайчонок, корова -теленок, лисица-лисенок,



У. Будут ли родственными слова в этих парах?



Д. Только лисица-лисенок, заяц- зайчонок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.



У. Какая часть слова помогла образовать новые слова?



Д. Суффиксы -онвк- и суффикс -ёнок-.



У. Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.



Учитель закрепляет на доске табличку с этими суффиксами.



- Запишите названия этих животных, выделите суффикс.



Дети записывают названия детенышей во второй столбик.



- Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте: есть ли в предложении родственные слова?



На доске:



Егор в густом л_су Встретил рыжую л_су.



Дети объясняют орфограммы и доказывают, что родственных слов в этом предложении нет.



У Какая часть слова помогла образовать новое слово?



Дети записывают новое слово, выделяют суффикс.



У. Какие еще родственные слова можно образовать?



Д. Грибной, грибница, грибок.



Уважаемые коллеги!



Здесь скрыта важная часть конспекта.



Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра. Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином.



Д. Боровик, потому что в этом слове нет приставки - есть только два суффикса -ое-, -ик-, а в словах подосиновик и подберезовик есть еще приставка под-.






План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Состав слова. | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



Конспект урока по русскому языку



в 3 классе.



Тема урока: Части слова: корень, окончание, приставка.



Цель урока: Закрепление изученного материала.



Задачи урока:



    Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения распознавать в словах и подбирать части слова, подходящие по смыслу.



    Развивать речь, мышление, познавательный интерес.



    Корригировать мелкую и общую моторику.



    Прививать любовь к родному языку, воспитывать умение работать в коллективе, в парах.



Оборудование: остров, «дворцы» морфем, фигурки частей слова, карточки с заданиями, учебник.



Ход урока.



1.Организационный момент.



Постановка целей урока.



- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.



- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.(на доску вывешивается корабль)



Запишите в судовой журнал(тетрадь) дату нашего путешествия и место нашего отправления(минутка чистописания).



2.Словарная работа.



- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты.



На карточках вставьте пропущенные буквы в словах.



Карточка №1






Тест состав слова. Русский язык 2 класс как правильно?

Тест состав слова. Русский язык 2 класс как правильно?



2. Приставка - это.



3. Суффикс - это.



4. Окончание - это.



5. Основа - это.



1) часть слова, которая стоит после корня и служит для



образования новых слов;



2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов



в предложении;



3) часть слова, которая является общей для родственных слов;



4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования



новых слов;



5) часть слова без окончания.



ТЕСТ 2. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Какое слово - “лишнее”?



1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий



2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный



3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать



4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать






Урок русского языка по теме "Состав слова (обобщение)" (3-й класс) :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок русского языка по теме "Состав слова (обобщение)" (3-й класс)



Цель. Обобщить знания учащихся о составе слова.



Задачи :



Обучающие:



  • повторить изученные признаки родственных слов;


  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;


  • совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;




Развивающие:



  • развивать память и орфографическую зоркость;


  • развивать умение разбирать слова по составу;


  • развивать умение образовывать новые слова;




Воспитывающие:



  • воспитывать любовь к природе;


  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.






Программа: Гармония.



Учебник: Соловейчик М. С. Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка (часть 1). 3-й класс – Смоленск: издательство “Ассоциация XXI век”, 2005.



Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1. Презентация).



I. Организационный момент.



Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.



II. Проверка домашнего задания.



У. Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Слайд 2) Какое задание вы получили на дом?



Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием (упр. 29, с. 13).



Как вы решили орфографические задачи? Какие буквы вставили? Как проверяли?


Какие слова устроены не так, как другие?



- Какие части слов вы выделили?



- А теперь давайте ответим на вопросы, которые есть в этом упражнении.



- Какие звуки могут чередоваться? (К-ч, г-ж, ц-ч, х-ш) Приведите примеры слов. (Снег – снежок, бег –бежать)



- Приведите примеры, где гласные звуки “убегают”. (Сыночек – сыночка)



III. Сообщение темы урока.



- Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова.


Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.



IV. Минутка чистописания и словарная работа.



У. А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда – посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (В космос) (Слайд 3)



- Кто знает значение этого слова?



А теперь давайте откроем толковые словари и узнаем значение слова “космос”, посмотрим правы мы или нет. (Космос – “вселенная”, “мир”)



- А кто помнит стихи или загадки про космос?



- А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор) Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква к .



(Учитель показывает образец на доске, а дети пишут в тетради ) А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 3)



У. Космос – слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется) Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.



- А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (Слышится ы. а пишется о ) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.



Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.



А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 4)



Космос, космонавт, ракета, космический.



Д. Космический, т.к. это имя прилагательное, обозначает признак предмета, а остальные – существительные.



У. Какое еще слово может быть лишним?



Д. Ракета. Космос, космонавт, космический – однокоренные .



У. Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)



- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд 6)



- А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (3 ученика работают у доски по очереди, остальные в тетради) Найдите орфограммы и объясните их. Составьте схемы этих предложений.



- Что такое “космос” мы выяснили, а теперь можно и в путь.



У .



Далекие звезды над нами горят,



Зовут они в гости хороших ребят.



Собраться в дорогу нетрудно для нас –



И вот мы к полету готовы сейчас.



- Итак, в космос мы отправляемся на ракете, на той, что вы сделали сами на уроке труда. (Слайд 7)



V. Работа по учебнику.



У. Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить упражнение 30 с. 13. Прочитайте слова (деревня, капуста, город, береза, лимон). Попробуйте подобрать по 3 однокоренных слова к каждому (можно больше) и разобрать их по составу.


А три человека будут в это время работать по карточкам.



Заканчиваем работу. Сдаем карточки. Мы с остальными ребятами проверяем, какие слова придумали, какие части слова выделили.



- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?



С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.



Обобщение по теме .



Внимание! Взлет!



И наша ракета мчится вперед.



Прощально мигнут и растают вдали



Огни золотые любимой Земли.



Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (Планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд 8)



Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах.


Отправляемся в путь.



“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны.


Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.



У. Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.



Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.



Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.



- Как называется значение основы? (Лексическое) Как называется значение окончания? (Грамматическое)



Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (Слайд 9)



- А теперь сами придумайте слово, попробуйте изменить его. Как еще можно изменить? Запишите в тетрадь и выделите окончание.


Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.



У. Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево.


Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.



Д. Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10)



У. А какая часть самая главная?



Д. Корень.



У. А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- . Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:






OZON.ru - Книги | Тренинговые разрезные карточки русскому языку по теме "Состав слова". 2-4 классы | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-7057-0474-7

Тренинговые разрезные карточки русскому языку по теме "Состав слова". 2-4 классы



От производителя



Пособие содержит тренинговые карточки по русскому языку для учащихся 2-4 классов. Они разработаны с опорой на три системы обучения: традиционную, Занкова и Эльконина-Давыдова.






Конспект урока русского языка:"Состав слова. Приставка." 3 класс » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени

Обратите внимание:



1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".



2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.



3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!



4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).



5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!



Тема урока. Состав слова. Приставка.



Цель урока:



1) научить выделять приставки в словах, понимать их роль и значение; дать понятие о единообразном написании приставки независимо от произношения, учить осознанно употреблять слова с приставками в речи;



2) развивать речь, умение выполнять морфемный разбор слов, мыслительные операции на основе полученных знаний, распознавать орфограмму в слове и проверять её;



3) воспитывать внимание к слову, интерес к родному языку.



Формы работы: индивидуально – групповая.



Методы работы: проблемно - поисковый метод.



Оборудование: таблица «Состав слова», репродукции картин по теме «Зима в природе», индивидуальные опорные схемы, карточки для индивидуальной работы (красные, жёлтые, зелёные), проектор.



На экране.



Друзья, задача наша такова – Открыть всем, как построены слова, Какие их морфемы составляют, Какую роль в словах они играют.



Ход урока.



1. Организационный момент.



2. Чистописание. На доске:



сзм см ем вью въю



иней вьюга метель пурга буран



Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.



----Записали. Объяснили значение слов (синонимы), орфограммы в словах (разделительный ь, безударные гласные, заглавные буквы, НЕ с глаголами…).



----Установили связь с темой урока.



3. Актуализация опорных знаний.



предмет признак действие



кто? что? какой? что делать?



веселье весёлый повеселить



заморозки морозный отморозить



вьюга вьюжный г/ж завьюжить



зима зимний перезимовать



• Объясняю задание ( Слова записать по столбикам)



• Диктую слова вразбивку. В результате получится такая запись (повторили части речи).



• Проверяем.



—Прочитайте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.



---Как называются слова, написанные на одной строчке? Почему? Докажите (смысл, корень). Объясните орфограммы .



4. Сообщение темы и цели урока.



1) Читаем стих (на экране). – Мы изучаем состав слова. Приставка, её роль.



2) Всё на свете из чего – то состоит: лес – из деревьев, пирог – из теста и начинки…



Слова сделаны из морфем. Сколько их? Назовите (учащиеся работают с индивидуальными опорными схемами).



3) Сейчас мы будем говорить о значении каждой части слова, но особо – о приставке и её роли. Мы будем «собирать» и «разбирать» слова.



5. Практическая работа.



• На экране стихи. Изображение зайца.



В лес примчался первый снег, П…пр…сился на н…члег. Перепуганный не в шутку Прим…рять стал заяц шу…ку. - Ребята, внимательно прочитайте, объясните орфограммы и назовите слова с приставками.



• - Что такое приставка? (Часть слова перед корнем…). - Чтобы выделить приставку, нужно ли видеть корень? (Да). - Обратите внимание на написание приставок, сравните: побежал по дороге, забежал за угол, доплыл до берега.



• Работа на доске. Зам…тает пурга белый путь, Хочет в мя…ких сн..гах п…т…нуть. Ветер резвый уснул на пути. Не пр…ехать в л…су, не пройти.


Сергей Есенин (портрет). Самостоятельно работают. Один ученик у доски.


Проверка.



• Записать слова, выделить корень, приставку: п…дарок, п…кр…снеть, п…зв…нить; насл…дить, наб…жал, наехать; заскр…пел, заб…лел, зазв..нить; опадать, оговорить, отл..тел; сделал, сбил, сжал, сгрыз. Один ученик работает у доски. Графическая схема: приставка, корень (3), суффикс, окончание (1). основа (2). Порядок разбора слов по составу.


Правописание приставок.



• Словообразовательная работа (устно). На доске начерчены схемы, магнитами прикреплены карточки со словами, 4 ученика выбирают карточки к указанным схемам, получится: а) подснежники, подделка, походка, заморозки, подарок; б) рассол, рассказ, заезд, перелёты, записи; в ) зимний, снеговой, морозный, вьюжный снежный; г) зима, вьюга, солнце, пурга, бураны.



• Игра. Не хитрая штука, да в каждой игре - наука.



1) - Укажи лишнее словосочетание. - Почему? Смысл фразеологизма: повесить нос, развесить уши, мороз по коже, намотать на ус.



2) Зимняя игра. Будем катать снежный ком из родственных слов разных частей речи. Слова с приставками записываем.


Читаю: снег, снежок, снежинка, заснеженный, снеговой, мороз, заморозки, отморозил, приморозил, зимушка, зимовать. перезимовать.



3) Докажи (смотри ниже). Это формы одного слова или родственные слова?



- Как называется часть слова, которую добавляли к корню? Какова её роль?



у- по- за



до- лёт (смысл)



при-



на-



вз- под-



6. Самостоятельная работа: а) по разноцветным карточкам по группам (разноуровневые задания):



ЗЕЛЁНЫЕ 1) Определи часть речи, выдели окончание в карточке: свет светлый светлячок



2)Составь и запиши рядом слово: а ушк корм



3)Прочитай слова и выдели корень: цветок поезд звезда



приставку: пожар пришёл



суффикс: голодный травка



КРАСНЫЕ 1)Определи часть речи, выдели окончание: друг дружный дружок друзья дружат



2)Составь и запиши слово: а к по сад



3)Прочитай и выдели в словах корень: сторожка посуда победа



приставку: прилетел поехал замазка



суффикс: добренький домишко



ЖЁЛТЫЕ 1)Определи часть речи, выдели окончание: рыбка труд добрый



2)Составь и запиши слово: жар по



3)Прочитай слова и выдели в словах корень: ворона ягодка столик



приставку: поход выезд



суффикс. рыбка лесник



Проверка. Отвечает один ученик от группы.



б) Диктант. Белочка. (изображение зверька на экране)



Закружила метель. Белочка поспешила к гнезду, забралась, прикрылась хвостиком. Утих ветер.


Вылезла белка и поскакала.



----Укажите слова с приставками.



7.Обобщение. Ответ: «да», «нет»



• Поспешишь – людей насмешишь?



• Приставка – это слово?



• Предлог – это часть слова?



• Корень – это главная часть слова?



• В слове ЗАМЁРЗЛИ есть приставка?



• Предлоги со словами пишутся слитно?



• Есть ли по написанию одинаковые предлоги и приставки?



2)Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку с изображением смайлика: улыбка или недовольство.






Конспект урока: Состав слова. Корень. 3 класс

Конспект урока: Состав слова. Корень. 3 класс



Тип: Урок изучения нового материала.



Цель урока. Выделить общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ, путём мини исследования.



Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова - корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ.



Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.



- карточки дифференцированных заданий,



Ход урока:



1. Организационный момент:



На части не делится солнце лучистое



И вечную землю нельзя поделить,



Но искорку счастья луча золотистого



Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.



(Журнал «Начальная школа»)



- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.



2. Проверка домашнего задания.



- Начнём урок с проверки домашнего задания.



- Какое домашнее задание вы для себя выбрали? (Составили предложения про свой дружный класс, упр. 115)



- Кто желает прочитать свои предложения?



«Наш класс очень дружный. Мы часто проводим интересные праздники. Ходим на экскурсии.


Помогаем друг другу в трудной ситуации».



- Молодцы! Очень хорошие слова. Да, ребята, на этом уроке я не смогу обойтись без вашей помощи.


Только вместе мы преодолеем все трудности.



3. Актуализация и мотивация



а) Пальчиковая гимнастика



Запишите в тетради число, классная работа.



б) Словарная работа и минутка чистописания (начинается презентация).



koren-slova.ppt [3,96 Mb] (cкачиваний: 29)



- Начнём урок со словарной работы.



- Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их надо запоминать и правильно писать)



Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран. Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только пропущенные буквы.



- Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу было легко вас проверить.



- Внимание на экран (слайды)



- Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.



- Кто получил «5» поднимите руки, «4» -. «3» - ?



б) Введение в проблему.



- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень)



- Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется - корень.



О каком из корней мы сегодня будем говорить? (… предположения, проблема)



4. Сообщение темы и целей.



Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь.



- Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)



5. Изучение нового материала (мини исследование)



Давайте рассмотрим рисунок. Что вы видите? (я вижу дерево)



- Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у дерева, затем появляются ветви и листва.



- Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)



- Ответьте на вопрос:



- Что сделал дед с репкой? (посадил)



- Кто работает в саду? (садовник)



- В саду необходим какой инвентарь? (садовый)



- Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)



- Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)



- Она важна для них? (да, она передает их основное значение)



- Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)



- Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их основное значение. Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!



6. Первичное закрепление.



а) - Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 48.



- Каким знаком будем выделять корень слова?



В упражнении 118 найдите однокоренные слова к нашему словарному слову



РОДИНА, выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..



- У доски будет работать …



- По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову. (дифференцированное задание творческого характера)



- Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет. Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной смысл слов)



- Кто заметил лишнее слово? (самородок) Почему? Состоит из двух частей (сам родился). Да ребята, в русском языке есть сложные слова, в которых два корня.



б) Составьте своё предложение с одним из этих слов. Запишем предложение Алексея Толстого.



У доски будет работать ….



в) Разбор предложения.



- Почему для русского народа так важен родной язык? (общение, чтение книг не возможно без языка) Поэтому так важно его изучать нам на уроке!



Разминка для глаз (слайд)



- Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку.



7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.



- Ребята, я думаю, вы сами выберете для себя задание, которое вам больше подойдёт.



1 задание – самое лёгкое. Его выполнит даже тот, кто ещё не уверен в своих знаниях. с.48 упр.120. Надо вставить в слова пропущенные буквы, записать их в строчку, выделить корень.



2 задание – сложнее. Надо выписать из текста только однокоренные слова, выделить корень.



3 задание – самое сложное. Надо найти однокоренные слова, среди предложенных слов и придумать свои.



Для тех, кто справится со своим заданием раньше, я приготовила карточки с индивидуальными заданиями.



- Кому нужна моя помощь? (…) Иди (…) к доске выполнять первое задание.



- Кто выбрал для себя второе задание? К доске пойдёт …



- Есть те, кто не побоялся трудностей и выбрал 3 задание? Вы работаете самостоятельно.



- Самопроверка. Кто не допустил ошибок? Кто одну?


Две? Молодцы!



8. Контроль знаний:



- Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам предлагаю.



Выпишите в строчку только правильные ответы.



1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.






Конспект урока-игры по русскому языку в 3 классе по теме :" Закрепление по теме Состав слова." » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени

Обратите внимание:



1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".



2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.



3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!



4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).



5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!



урок-игра



русский язык



3 класс



Тема. «Закрепление ранее изученного материала по теме "Состав слова"».



Цели. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему миру.



Оборудование. Наборные полотна, карточки для разбора слов по составу, с суффиксами, частями слов (поездка, прогулка), цветок - ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского «Октябрь»; иллюстрации волшебного дерева, осеннего леса, корзинка грибов.



Ход урока



I. Организационный момент



II. Сообщение темы и целен урока



Учитель. Сегодня у нас необычный урок русского



языка: урок-игра «Путешествие в страну родственных слов». Мы с вами будем выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.



III. Повторение ранее изученного материала



У. Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.



На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем -сад-.



Как-то много лет назад



Посадили странный сад.



Не был сад фруктовым,



Гулять в саду словесном! –



Какие слова выросли из корня -сад-?



Дети называют слова, а учитель прикрепляет их к веточкам дерева.



Д. Рассада, садовод, садовник, посадили, посадки.



У. Как называются эти слова?



Д. Родственные или однокоренные.



У. Почему?



Д. У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.



У. На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.



Д. Посадит, потому что все слова - существительные, а это глагол.



У. На наборном полотне разберите по составу существительное рассада, посадки и объясните, какая часть слова образовала новое слово и какая орфограмма находится в этой части слова.



Дети работают на индивидуальных наборных полотнах: показывают схему-состав слов (рассада, посадки, садовод, садовник) при помощи карточек'.



- окончание (квадрат синего цвета):



- корень (овал красного цвета);



- приставка (прямоугольник желтого цвета);



- суффикс (треугольник зеленого цвета).



Ученик 1. Слово рассада образовано при помощи



приставки- рас. которую пишем с безударной гласной а.



В тетради дети записывают соединение букв рас, которое показывает учитель на карточке.



Ученик 2. Слово посадки образовано при помощи приставки по-, которая пишется с безударной гласной о.



В тетради дети записывают соединение букв по, которое учитель показывает на карточке.



У. Какая орфограмма находится в корне слова: посадки?!



Д. Парная звонкая согласная д. Проверим словом посадил.



В тетради дети записывают соединение дк.



Ученик 3. Слово садовод состоит из двух корней, а безударная гласная о соединила эти корни.



Дети записывают в тетради соединение ов.



Ученик 4. Слово садовник образовано при помощи суффиксов -ов- и -ник. В суффиксе -ник- безударная гласная и.



Дети записывают в тетради соединение ник.



У. Как пишутся корни в родственных словах?



Д. Корни пишутся одинаково.



У. Какая безударная гласная во всех этих словах?



Д. Безударная гласная а.



IV. Физкультминутка



V. Повторение ранее изученного материала



Стоит в поле кудряшка –



Белая рубашка,



Сердечко золотое.



Что это такое?



Д. Ромашка.



Учитель показывает рисунок ромашки. Подготовленный ученик рассказывает о лекарственной ромашке.



У. А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка - ее лепестки будут состоять из родственных слов. У доски работает один ученик, который составляет ромашку из родственников слова осина.



На доске:



Лепестки: осинка, оса, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик



Ученик составляет ромашку. Класс работает по вариантам. У каждого ученика на парте - лепестки ромашки.



Вариант 2 - составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.



У. Какие лепестки оказались лишними? Почему?



Д. В первом варианте это слова водить, провод, так как они не связаны по смыслу с остальными.



- Во втором варианте это слово горе.



У. А теперь - следующее задание. Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово.



У каждого ученика на парте - карточки с частями слова.



Вариант 1



-а-, -к-, -по-, -езд-



Вариант 2



-к-, -гул-, -а-, -про-



Из рассыпанных частей ученики составляют слова поездка и прогулка, разбирают их по составу.



- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.



Учитель закрепляет на доске иллюстрацию с изображением осеннего леса.



- Что произошло в лесу с приходом осени? Составьте и запишите несколько предложений про осенний лес. Примерный текст



Осенний лес стоит в золотом уборе. Разноцветный ковер лежит на земле.



— А какие деревья не изменили окраску с приходом осени?



Д. Ели и сосны.



У. Послушайте сказку про любопытную елочку, найдите и выпишите все родственные слова.



Учитель рассказывает сказку под музыку П.И. Чайковского, написанную к одному из осенних месяцев из альбома «Времена года»:



В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.



— Почему, — спрашивала Елочка у мамы Елки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих — нет?



— Не огорчайся, — отвечала мама. — Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.



— Почему, — спрашивала Елочка у бабушки — Старой Ели, — к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?



— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Елочку бабушка.



У. Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?



Д. В шишках - еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.



У. Какие родственные слова вы выписали?



Д. Елочка, елка, ель, ельник, еловые.



У. Разберите по составу эти слова. Какие части слова образовали новые слова?



Д. Все слова образованы при помощи суффикса.



На доске:



елочка, елка, ельник, еловые



Мы с вами входим в лес.



В стороны руки, плавно помашем –



Это к нам птицы летят.



Как они тихо садятся, покажем



Крылья сложили назад.



Наклонились и присели,



Заниматься тихо сели.



VII. Словарно-орфографическая работа



У. Птицы - обитатели леса, а кто еще живет в лесу?



Д. Дикие животные.



Учитель показывает иллюстрации с изображениями животных, названия которых дети записывают в столбик, объясняя орфограммы:



собака заяц корова лисица



У. Назовите диких животных.



Д. Заяц, лисица.



У. Назовите домашних животных.



Д. Собака, корова.



У. Назовите их детенышей.



Д. Собака - щенок, заяц - зайчонок, корова -теленок, лисица-лисенок,



У. Будут ли родственными слова в этих парах?



Д. Только лисица-лисенок, заяц- зайчонок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.



У. Какая часть слова помогла образовать новые слова?



Д. Суффиксы -онвк- и суффикс -ёнок-.



У. Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.



Учитель закрепляет на доске табличку с этими суффиксами.



- Запишите названия этих животных, выделите суффикс.



Дети записывают названия детенышей во второй столбик.



- Запишите предложение. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте: есть ли в предложении родственные слова?



На доске:



Егор в густом л_су Встретил рыжую л_су.



Дети объясняют орфограммы и доказывают, что родственных слов в этом предложении нет.



У Какая часть слова помогла образовать новое слово?



Дети записывают новое слово, выделяют суффикс.



У. Какие еще родственные слова можно образовать?



Д. Грибной, грибница, грибок.



Уважаемые коллеги!



Здесь скрыта важная часть конспекта.



Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра. Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином.



Д. Боровик, потому что в этом слове нет приставки - есть только два суффикса -ое-, -ик-, а в словах подосиновик и подберезовик есть еще приставка под-.






План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Состав слова. | Социальная сеть работников образования

Скачать:



Предварительный просмотр:



Конспект урока по русскому языку



в 3 классе.



Тема урока: Части слова: корень, окончание, приставка.



Цель урока: Закрепление изученного материала.



Задачи урока:



    Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения распознавать в словах и подбирать части слова, подходящие по смыслу.



    Развивать речь, мышление, познавательный интерес.



    Корригировать мелкую и общую моторику.



    Прививать любовь к родному языку, воспитывать умение работать в коллективе, в парах.



Оборудование: остров, «дворцы» морфем, фигурки частей слова, карточки с заданиями, учебник.



Ход урока.



1.Организационный момент.



Постановка целей урока.



- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.



- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.(на доску вывешивается корабль)



Запишите в судовой журнал(тетрадь) дату нашего путешествия и место нашего отправления(минутка чистописания).



2.Словарная работа.



- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты.



На карточках вставьте пропущенные буквы в словах.



Карточка №1






Тест состав слова. Русский язык 2 класс как правильно?

Тест состав слова. Русский язык 2 класс как правильно?



2. Приставка - это.



3. Суффикс - это.



4. Окончание - это.



5. Основа - это.



1) часть слова, которая стоит после корня и служит для



образования новых слов;



2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов



в предложении;



3) часть слова, которая является общей для родственных слов;



4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования



новых слов;



5) часть слова без окончания.



ТЕСТ 2. СОСТАВ СЛОВА. Русский язык 2 КЛАСС



Какое слово - “лишнее”?



1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий



2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный



3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать



4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать






Урок русского языка по теме "Состав слова (обобщение)" (3-й класс) :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок русского языка по теме "Состав слова (обобщение)" (3-й класс)



Цель. Обобщить знания учащихся о составе слова.



Задачи :



Обучающие:



  • повторить изученные признаки родственных слов;


  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;


  • совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;




Развивающие:



  • развивать память и орфографическую зоркость;


  • развивать умение разбирать слова по составу;


  • развивать умение образовывать новые слова;




Воспитывающие:



  • воспитывать любовь к природе;


  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.






Программа: Гармония.



Учебник: Соловейчик М. С. Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка (часть 1). 3-й класс – Смоленск: издательство “Ассоциация XXI век”, 2005.



Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1. Презентация).



I. Организационный момент.



Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.



II. Проверка домашнего задания.



У. Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Слайд 2) Какое задание вы получили на дом?



Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием (упр. 29, с. 13).



Как вы решили орфографические задачи? Какие буквы вставили? Как проверяли?


Какие слова устроены не так, как другие?



- Какие части слов вы выделили?



- А теперь давайте ответим на вопросы, которые есть в этом упражнении.



- Какие звуки могут чередоваться? (К-ч, г-ж, ц-ч, х-ш) Приведите примеры слов. (Снег – снежок, бег –бежать)



- Приведите примеры, где гласные звуки “убегают”. (Сыночек – сыночка)



III. Сообщение темы урока.



- Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу?


Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.



IV. Минутка чистописания и словарная работа.



У. А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда – посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (В космос) (Слайд 3)



- Кто знает значение этого слова?



А теперь давайте откроем толковые словари и узнаем значение слова “космос”, посмотрим правы мы или нет. (Космос – “вселенная”, “мир”)



- А кто помнит стихи или загадки про космос?



- А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор) Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква к .



(Учитель показывает образец на доске, а дети пишут в тетради ) А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 3)



У. Космос – слово словарное. (Можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется) Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.



- А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие? (Слышится ы. а пишется о ) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.



Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.



А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 4)



Космос, космонавт, ракета, космический.



Д. Космический, т.к. это имя прилагательное, обозначает признак предмета, а остальные – существительные.



У. Какое еще слово может быть лишним?



Д. Ракета. Космос, космонавт, космический – однокоренные .



У. Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)



- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд 6)



- А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (3 ученика работают у доски по очереди, остальные в тетради) Найдите орфограммы и объясните их. Составьте схемы этих предложений.



- Что такое “космос” мы выяснили, а теперь можно и в путь.



У .



Далекие звезды над нами горят,



Зовут они в гости хороших ребят.



Собраться в дорогу нетрудно для нас –



И вот мы к полету готовы сейчас.



- Итак, в космос мы отправляемся на ракете, на той, что вы сделали сами на уроке труда. (Слайд 7)



V. Работа по учебнику.



У. Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить упражнение 30 с. 13. Прочитайте слова (деревня, капуста, город, береза, лимон). Попробуйте подобрать по 3 однокоренных слова к каждому (можно больше) и разобрать их по составу.


А три человека будут в это время работать по карточкам.



Заканчиваем работу. Сдаем карточки. Мы с остальными ребятами проверяем, какие слова придумали, какие части слова выделили.



- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?



С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.



Обобщение по теме .



Внимание! Взлет!



И наша ракета мчится вперед.



Прощально мигнут и растают вдали



Огни золотые любимой Земли.



Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (Планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд 8)



Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах.


Отправляемся в путь.



“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны.


Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.



У. Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.



Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.



Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.



- Как называется значение основы? (Лексическое) Как называется значение окончания? (Грамматическое)



Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (Слайд 9)



- А теперь сами придумайте слово, попробуйте изменить его. Как еще можно изменить? Запишите в тетрадь и выделите окончание.


Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.



У. Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево.


Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.



Д. Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 10)



У. А какая часть самая главная?



Д. Корень.



У. А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- . Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:







Комментариев нет:

Отправить комментарий