test

Девочки зонтики

среда, 6 марта 2013 г.

правописание приставок карточки

правописание приставок карточки

правописание приставок карточки



<br />Для учителя русского языка и литературы - Разработка урока по русскому языку в 5 классе Правописание приставок при- и пре-<br />

Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-"



Урок прислала: Шальнова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Кемеровская область город Анжеро - Судженск, МОУ "Средняя общеобразовательная школа 3 с углублённым изучением отдельных предметов".



Оглавление





  • 1. Введение


  • 2.Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре-, при- "


  • 3.Разработка урока по литературе "Спешите делать добрые дела по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"


  • 4.Разработка урока по литературе "А. А. Фет. Поэт - художник. Поэт - музыкант"


  • 5.Разработка урока по литературе "Загадка композиции "Повестей Белкина" А. С. Пушкина"




Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы (разработки уроков учителей школы)



Введение



Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.



Цели проблемного обучения.





  • 1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.


  • 2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.


  • 3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.


  • 4. Развитие профессионального проблемного мышления.




Задачи:



Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.



Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.



Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.



Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.



Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.



Активные методы позволяют на уроке:





  • -формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


  • -учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.


  • -обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.


  • -продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.




Подготовительный этап проблемного урока.



Определение темы и задач урока.





  • 1.Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.


  • 2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные


  • 3.Накопление, отбор материала.


  • 4.Консультации для всего класса и для помощников учителя - консультантов.




Структура урока - исследования.



Основные этапы данного урока





  • -актуализация знаний.


  • -мотивация.


  • -создание проблемной ситуации.


  • -определение темы исследования.


  • -формулирование цели исследования.


  • -выдвижение гипотезы.


  • -проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)


  • - интерпретация полученных данных


  • - вывод по результатам исследовательской работы.


  • - применение новых знаний в учебной деятельности.


  • - подведение итогов урока.


  • - домашнее задание.




Реализация принципов обучения на уроке:



Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.



Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.



Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:





  • 1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.


  • 2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.


  • 3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.


  • 4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.




Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-"



Урок разработала: И. П. Дубровская, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории



Цели урока:



Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)



Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.



Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.



Тип урока: урок изучения нового материала.



Ведущий метод: проблемный.



Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой.



Ход урока:



I. Организационный момент.



Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать!


Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"



П. Мобилизующий этап.



Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)



На доске написаны слова:



Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.



-На какие группы и почему можно разделить эти слова?



-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.



Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.



-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)



III. Формулирование темы и цели урока.



-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?



-Сформулируйте тему урока.



Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.



-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.



(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)



IV. Изучение нового материала.



Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:



Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ Пр..школьный,пр..дорожный Пр..открыть,пр..гореть, пр..добрый,пр..милый, пр..градить, пр..рвать



-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?



Выслушать мнения ребят.



-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.



-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?



Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.



-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?



В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:



Приближение = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть



Пре = очень Пре = пере-



Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери.


Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах



преградить - перегородить преступить - переступить прервать - перервать



-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?



В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:



ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?



Это совсем не секрет. На содержание слова смотри -Сразу получишь ответ. Прибыл ли поезд, приплыл Пароход Космонавт ппилетел из Вселенной - Обо всех, кто придет, Прилетит, приплывет, Пишется ПРИ -, несомненно.


Винт привинтил, прикрутил колесо, Приклеил, пришил умело -Помни, что пишется ПРИ -Обо всем, Что добрые руки приделали. Язык прикусил



не совсем откусил Пригорело - не значит горит. Помни, что сделано, но не совсем Пишут с приставкой ПРИ -. Предлинный достанет с крыши рукой прежадный не даст вам конфету. Кто очень такой и очень сякой -ПРЕ - мы напишем при этом.


Дожди непрерывные льют в октябре, Но грамотным - дождь не преграда. Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -Там только ПРЕ - ставить надо.



-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Теория.


5-9 класс. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.



Физминутка "Приставочки".



V. Закрепление изученного.



Цель: закрепить полученные знания.



1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.



1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)



На доске записаны слова:



приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.



2) Осложненное списывание



ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву



Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града



3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.



2 этап - вторичное закрепление.



4) Работа с учебником.



Выполнение упражнения 684 (по вариантам). Расклассифицируй слова.



5) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)



6) Работа с сигнальными карточками Е И



Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.



7) Морфологическая шарада "Собери слово".



Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов



Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)



VI.Итог урока.



-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?



-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?



Учитель оценивает работу учащихся на уроке.



VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)



Упр.687 (для сильных, средних учащихся)



Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-"






Карточка "Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С" - ОРФОГРАФИЯ - КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Каталог статей - УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ

Карточка "Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С"



1. Посреди леса, на ра _ чищенной и ра _ работанной поляне, во _ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)



2. Дверь совершенно бе _ шумно ра _ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)



3. Офицер, ра _ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)



4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра _ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)



5. Попробуй в _ глянуть на молнию, когда, ра _ кроивши черные, как уголь, тучи, не _ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)



6. Во _ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в _ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра _ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)



7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе _ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)



8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе _ умным лицом, и _ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)



9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во _ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра _ стилаются скатертями, то и _ виваются и и _ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)



10. Мы сели за стол; хозяин был чре _ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе _ престанно, и мы со всево _ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)



11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе _ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра _ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)



12. Вид своего ра _ рушающегося двора, вид сильно и _ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои _ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)



13. Любопытство начинало меня бе _ покоить, и я надеялся, что пунш ра _ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)



14. Целый день гробовщик ра _ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и _ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)



15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра _ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)



16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)



17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)



18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и _ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в _ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



21. Один только кабинет иногда может ра _ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе _ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе _ ценны, когда вы в _ помните, что _ десь ра _ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)



24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)



25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра _ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)






План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов. | Социальная сеть работников образования

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:



1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;



Скачать:



Предварительный просмотр:



Урок русского языка во 3-м классе по теме:



«Правописание приставок и предлогов».



Цели:



1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;



2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение анализировать и выделять главное; развивать речь, мышление;



3) воспитывать интерес к русскому языку.



Оборудование: изографы, алгоритм сравнения предлогов и приставок, карточки со словами, иллюстрация петуха, толковый словарь Ожегова, словарь В.И.Даля.



Ход урока



    Организационное начало урока.



Долгожданный дан звонок



Начинается урок.



2. Минутка чистописания.



п / г / п / г / пе пу пы по оп ып еп



3. Словарная работа.



а) Работа с изографами.



- Расшифруйте изографы. Произнесите орфографически. (Воробей, ворона, петух.)



- Какое слово лишнее? Почему? (Петух, т.к. домашняя птица, два слога, начинается с буквы “П”)



- Что знаете об этой птице?



б) Работа со словарями.



Из словаря В.И.Даля: “петух” - кочет, кочеток.



Первые петухи - полночь, вторые - до зари, третьи – заря.



- Когда так говорят: петушонок, петушина, петушища? (Плохой петух; большой, видный, красивый петух.)



- Какая морфема внесла оттенки словам?



(Суффикс.)



- Запишите слова, выделите корень и суффиксы.



- Когда так говорят: “Ну и петух!”?



(О человеке-забияке, драчуне, задорном.)



- Что означает слово “петушить”?



(Дразнить, сердить, задорить.)



- А “петушиться”? (Горячиться, храбриться, лезть в спор, драку.)



в) Работа с пословицей.



Чем петушиться, лучше помириться.



- Как понимаете данную пословицу?



- Запишите слово “петух” вертикально. Подберите словарные слова, начинающиеся



с этих букв.



портфель



ещё



тетрадь



ученик



хорошо



Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасные места.



4. Актуализация знаний.



(На доске 2 столбика слов)



(до)бежал






План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе - План-конспекты уроков - Учение с увлечением - Каталог файлов - Сайт Дениса Владимировича Борзакова

План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала"



Тип урока: Урок закрепления знаний



Форма урока: Урок-игра



Цели урока:



· Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.



· Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.



· Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.



Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие "Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и "цветного диктанта”



Ход урока



I. Организационный момент



Прозвенел звонок веселый,



Он позвал нас на урок,



Все задания сегодня



Выполнить должны мы в срок.



- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:



    Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я люблю учиться. Внимание моё растёт. Память моя крепка. У меня сегодня всё получится. Я начинаю учиться.



(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)



II. Сообщение темы и целей урока



правописание приставок карточки

- Ребята, любите ли вы сказки? (Да)



- Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).



- А я очень люблю сказку "Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу.


Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.



III. Закрепление изученного материала



1. Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)



Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.



· Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.



Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.



Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.



· Р…списываться в документе нужно четко.



· Р…спись это живопись на стенах и потолках.



2. Орфографическая "пятиминутка”



- Посмотрите на слова. Какая орфограмма "спряталась” в этих словах?(Корни с чередующимися согласными А-О)






Правописание приставок » Индивидуализация обучения (ТИО) Ю. А. Макарова. Обмен опытом

Задания на «4»





  1. Выполните в тетради упр.623. по заданию учебника


  2. Упр.624. Выпишите «лишние» слова из каждой группы




Задания на «5»





  1. Напишите мини-сочинение на тему «Зима в Рябинино», используя слова с приставками на –С, -З. Не забывайте, что можно использовать в словарь ЭПИТЕТОВ.






  1. Прочитайте материал &43 «Правописание приставок». Заполните таблицу недостающей информацией.




Правописание приставок






правописание приставок пре и при | Открытый класс

Предметный каталог



План- конспект урока по теме "Правописание приставок Пре и При"



Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-;



научить использовать правило в практической деятельности;



воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,



ответственного отношения к дружбе и товариществу;



Оборудование: компьютер, мультимедийные слайды.



ХОД УРОКА



1. Организационный момент.



1.1. Приветствие.



1.2. Вступительное слово учителя.



- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами будем работать в группах. Итак, разобьемся на 6 групп. Каждая группа учащихся будет выполнять поставленную перед ними задачу.


Задания вы получите на карточках.( Первая группа знакомится с первым значением приставки при-, подбирает примеры, вторая – со вторым значением приставки при- и т.д).На выполнение задания дается 7-10 минут. Потом от каждой группы выступит представитель и объяснит нам всем то или иное значение приставки при- или пре-.



Помните пословицу: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»?Вот сегодня нам и предстоит проверить, насколько мы дружны и терпеливы по отношению друг к другу.



1.3. Определение темы и целей урока.



- А какие знания вы сегодня приобретете? Внимательно посмотрите на тему урока..



Дети видят на слайде тему урока и делают вывод, что на уроке они должны узнать о правописании приставок пре- и при-. Учитель помогает четко сформулировать цель урока.



2. Работа по теме урока.



2.1. Один из учеников первой группы подходит к компьютеру и демонстрирует одноклассникам 2-й слайд, подготовленный заранее. Ученик, объясняя правило, ведет диалог с товарищами:



- Ребята, что происходит на экране? Запомните, если слово обозначает приближение, то пишется приставка при-.



Под руководством этого ученика ребята выполняют задание: записать слова, обозначающие :1) приближение птицы, коня, рыбы, змеи; 2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника; 3) приближение круглого предмета. Затем проверяют полученный результат, приводят свои примеры.



- Всем ли понятно это правило?



2.2. - А теперь найдутся ли желающие помочь товарищам объяснить второе значение приставки при-.



- Конечно, найдутся. Я знаю это правило и объясню его друзьям. Ученик, подготовивший слайд по этому материалу, проводит работу с классом.



Под руководством этого ученика выполняется следующее задание: замените данные словосочетания одним словом. Присоединить: 1) с помощью веревки; 2) с помощью молотка и гвоздей; 3) с помощью иголки с ниткой; 4) с помощью клея; 5) с помощью винтов и шурупов.



Давайте пошутим!



Определите, какие из этих слов объяснены неправильно. Объясните их сами. Запомните, как они пишутся.



1) Приколол – присоединил булавкой; 2) прилежание – присоединение к лежащим; 3) придрался – присоединился к драке;



4) признался – присоединился к знающим; 5) припаял – присоединил паяльником; 6) приключение – присоединение к ключу.



2.3. Третий ученик объясняет третье значение приставки при-, демонстрируя 4-й слайд.



Выполняется задание: замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.



Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, слегка коснулся, ненадолго лег, ненадолго сел, ненадолго затормозил, не совсем заглушил.



2.4. Следующий ученик объясняет четвертое значение приставки при- и под его руководством выполняется задание: вспомните и запишите названия географических местностей, находящихся при Балтийском море, при Черном море, при Днепре, при Урале.



2.5.- Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не было приставки пре-. Нечего было бы путать, и не было бы никакой «ошибкоопасности». Но раз уж такая опасность есть, давайте ее изучим.


Кто нам поможет запомнить первое значение приставки пре-?



Ученица показывает свой слайд, читает стихотворение и интересуется, как одноклассники поняли это правило. Потом выполняется упражнение(устно).



Вставьте в текст пропущенные приставки при- и пре-.



1) Погода была ужасная.



Принцесса была …красная. (Р.Сеф.)



2) Городничий между тем



Наказал …строго всем,



Чтоб коней не покупали…(П.Ершов.)



3) …длинной хворостиной



Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов.)



4) Петин папа был …важный,



дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский.)



5) Я на первый твой …каз



…бегу к тебе как раз. (П.Ершов.)



6) Вдруг откуда-то шакал



На кобыле …скакал. (К.Чуковский.)



2.6. И наконец, второе значение приставки пре-.Ученик объясняет правило, предупреждая о том, что в некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить. Запись слов с последующим их объяснением:



преобразовать, преобразить, превратить – «переделать»;



преодолеть, превозмочь – «пересилить»; преемник, преемственность –«перенимать»; преподавать, преподносить, препоручить – «передача чего-то от одного человека к другому».



2.7. Подведение итогов. Демонстрация 8-го слайда.



- Что нового вы узнали?



- Что помогало вам в пути?



- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы вспомнили?



Подводится итог первой части урока. Внимание акцентируется не только на обучающей, но и на воспитательной части урока: без дружбы трудно было бы справиться с заданиями.



3. Закрепление пройденного материала.



3.1. Запись образца оформления выбора орфограммы: правописание приставок пре- и при-.



3.2. Диктант с комментированием ( с целью осуществления обратной связи используются сигнальные карточки, которые позволяют учителю проконтролировать степень усвоения материала каждым учащимся класса).



Прекратить спор, пригласить в гости, прекрасный цветок, присоединиться к отдыхающим, прислушаться к совету, привокзальная площадь, приклеить к стене, приехать домой.



3.3. Индивидуальная работа: тестирование (смотри приложение).



3.4. Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки.



Присоединение-



приближение Неполнота



действия Близость к



предмету Пре- =



Пере- Пре - =



очень



Прибить, пристегнуть, премилый, прикрыть, Приуралье, преодолеть, преувеличить, приставка, преграда, присмотреться, привязать, Прибайкалье, преобразиться, прекрасно.



3.5. Устная работа с текстом:



а) анализ строения текста (тема, микротемы);



б) определение типа речи ( повествование);



в) формулирование идеи текста;



г) поиск и осмысление изобразительно-выразительных средств.



После долгой борьбы с зимой пришла долгожданная весна. Погода стояла прекрасная. Пригревало весеннее солнышко, подмигивая всем вокруг. Лес преобразился, надев зеленый наряд. На пригорке появилась молодая травка и улыбнулась солнышку.


Весело щебетали прилетевшие с юга птицы.



Все радовались приходу весны.



3.6. Выборочный диктант с последующим восстановлением текста.



Цель: формирование умения выделять из текста необходимый материал, развитие орфографической зоркости.



Задание: выпишите из текста только слова на изученную орфограмму, обозначьте условия выбора орфограммы, по записанным словам устно попытайтесь восстановить текст.



Пришла, прекрасная, пригревало, преобразился, на пригорке, прилетевшие, приход.



4. Подведение итогов урока.



- Действительно, ребята, все в природе радуется приходу весны, теплу, солнечному свету. А чему сегодня на уроке радовались вы?



- Расскажите о правописании приставок в значении присоединения или приближения. Приведите примеры.



- Расскажите о правописании приставок в значении близости к предмету. Приведите примеры.



- Расскажите о правописании приставок в значении неполноты действия. Приведите примеры.



- Какая приставка, пре- или при-, пишется, если по значению ее она близка к слову очень? Приведите примеры.



- Какие качества помогли вам добиться успеха?



- Что значит дружба в вашей жизни?



- Какие пословицы и поговорки о дружбе вы услышали? А какие еще пословицы и поговорки знаете?



5. Выставление оценок.



6. Информация о задании на дом:



- выучить правило о правописании приставок пре- и при-;



- выписать 5 пословиц или поговорок о дружбе;



- выполнить упражнение №192;






Тренинговые разрезные карточки по русскому языку (по теме "Состав слова"). 2-4 кл

Тренинговые разрезные карточки по русскому языку (по теме "Состав слова"). 2-4 кл



Описание


Пособие содержит тренинговые карточки по русскому языку для учащихся 2-4 классов. Они разработаны с опорой на три системы обучения: традиционную, Занкова и Эльконина-Давыдова.



Материал, представленный в работе, послужит дополнением к практической части учебников по теме "Состав слова" и поможет учителю в реализации дифференцированного подхода к ученикам.



Предназначено учителям начальной школы, а также может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.



Подробное описание


Введение



Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общеязыковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.



В настоящее время в начальной школе функционируют 3 системы обучения: традиционная и развивающие Занкова и Эльконина-Давыдова. В рамках традиционной системы обучения также существует несколько моделей. Но по какой бы программе не работал учитель тема «Состав слова» является сквозной темой.



Так как учителя работают по разным учебникам, в которых разное построение содержания, мы не указываем в каком классе использовать карточки, каждый учитель решает это самостоятельно в согласии с программой.



Важнейшей предпосылкой усвоения принципа письма в традиционной системе обучения, построенной на морфологическом принципе, выступают усвоение понятия морфемы и овладение способами морфологического анализа слова, ознакомление с основными типами орфограмм и способами их проверки в разных морфемах. В данном пособии представлены карточки, составленные для углубленной работы над морфемой с целью повышения орфографической грамотности учащихся.



Карточки можно разделить на 2 группы. 1-я группа нацелена на овладение учащимися способами морфологического анализа слов – «Состав слова». 2-я группа карточек разработана для ознакомления с основными типами орфограмм и способами их проверки в разных морфемах – правописание безударных гласных и парных согласных в корне; правописание приставок, суффиксов, окончаний.



Содержание


Введение 3



Игра «Собери слово» 5



Ответы на игру «Собери слово» 15



«Состав слова» 17



«Родственные слова» 25



Тестовая работа по теме: «Родственные слова» 31



«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне (Карточка № 1, варианты 1 и 2) 33



Ответы на карточки «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне» (Карточка № 1, варианты 1 и 2) 35



«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне (Карточка № 2, варианты 1 и 2) 37



Ответы на карточки «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне» (Карточка № 2, варианты 1 и 2) 39



«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне (Карточка № 2, варианты 3 и 4) 41



Ответы на карточки «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне» (Карточка № 2, варианты 3 и 4) 43



«Состав слова. Основа и окончание» 45



«Состав слова. Приставки» 55



Ответы к карточкам «Состав слова. Приставки» 67



«Правописание приставок» 69



Карточки с развернутым орфографическим действием на тему: «Правописание приставок» 77



Ответы к карточкам на тему: «Правописание приставок» 93



«Состав слова. Суффиксы» (Карточки № 1-2) 95



«Состав слова. Суффиксы» (Карточка № 3, варианты 1-4) 101



Ответы на карточки «Состав слова. Суффиксы» (Карточка № 3, варианты 1-4) 105



«Состав слова. Суффиксы» (Карточка № 4, варианты 1-4) 107



Ответы на карточки «Состав слова. Суффиксы» (Карточка № 4, варианты 1-4) 115



«Состав слова. Суффиксы» (Карточки № 5-10) 117






Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок". 3-й класс :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок". 3-й класс





  • Формировать умение отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания.


  • Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.


  • Воспитывать внимательное отношение к здоровью через гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, работу над пословицей.




Оборудование:



Ход урока



I. Организационный момент.



III. Словарная работа.



Запишите словосочетания под диктовку, через запятую, подчеркните орфограммы. Два человека выполняют работу у доски.



Проверка:





  1. Написание каких слов надо помнить? Почему?



Какие гласные вы написали в корне слов? Почему? (Проверка сигнальными карточками и проверка написанного на доске)

  • Написание каких слов надо проверять ударением?




  • – Что называется корнем слова?



    – Какие гласные вы написали в корне слов: посмотреть, сторонам, посадить? Почему эти гласные? Докажите. (Проверка сигнальными карточками)



    IV. Постановка задач урока.



    Прочитайте слова, которые обозначают действия предметов. Назовите первый слог в этих словах.



    – Как называется эта часть?



    – Что называется приставкой?



    Выделить приставки в словах и докажите что это приставки, а не предлоги.



    – Вызывает ли написание приставок затруднение?



    – В каких случаях вы затрудняетесь?



    Сегодня на уроке мы поупражняемся в написании приставок и предлогов и посмотрим, кто из вас станет еще более грамотным.



    V. Физминутка .



    Упражнение для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий под музыку А. Моцарта.



    Упражнение выполнять стоя.



    На таблице с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке.



    VI. Работа по теме урока



    1) На доске записаны слова.



    – На какие две группы можно разделить эти слова. (Слова с приставками и предлогами)



    – Понаблюдайте, с какой частью речи употребляются приставки и с какой – предлоги.



    (в) окно, (с)тряхнул, (в)летел, (за)дверь, (на) компьютере, (на)писал, (до)мыл, (до)конца, (за)дерево,(по)смотрел.







    Комментариев нет:

    Отправить комментарий